О взаимосвязи и взаимодействии экономической, промышленной и научно-технологической политик
Научная статья
-
Валерий Анатольевич Крюков
Институт экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения РАН
kryukov@ieie.nsc.ru
ORCID https://orcid.org/0000-0002-7315-6044
Elibrary AuthorId 72842ResearcherID H-8725-2015Для цитированияКрюков В. А. О взаимосвязи и взаимодействии экономической, промышленной и научно-технологической политик // Управление наукой: теория и практика. 2020. Том 2. № 2. С. 15-46. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2020.2.2.1
Аннотация
В статье рассматриваются особенности взаимодействия экономической, промышленной и научно-технологической политик в России. В стране на протяжении длительного времени был создан уникальный промышленный и научно-технологический потенциал. Проведение экономических преобразований в 1990-е гг. привело к ликвидации многих промышленных предприятий и разрушению целостных производственно-технологических комплексов и систем. Выстоять и встроиться в рыночные формы взаимодействия успешно смогли в основном предприятия, представляющие начальные звенья цепочек создания стоимости, – ориентированные на добычу сырья и получение полуфабрикатов, а также на экспорт. Несмотря на понесённый урон, основу промышленно-производственного «каркаса» экономики и инфраструктуры страны по-прежнему в значительной степени определяют те технологические комплексы и системы, которые были созданы ранее. Модернизация подобных основных активов предполагает наличие целенаправленной промышленной политики, в основе которой лежат процедуры совместного участия государства, науки и бизнеса. Воссоздание цепочек создания стоимости на новом качественном уровне предполагает и наличие экономической политики, направленной как на развитие производства, так и на стимулирование внутреннего спроса. В основе создания и развития цепочек создания добавленной стоимости в отечественной экономике лежит научно-технологическая политика, основанная на кооперации усилий государства, науки и бизнеса. Критически важное место в её реализации занимает локальный – проектный уровень взаимодействия всех участвующих сторон.Ключевые слова:экономическая политика, научно-технологическая политика, промышленная политика, взаимодействие, промышленно-производственные активы, цепочки создания стоимости, наука, инновации, горизонтальные взаимодействия, проектыЛитература
1. Корнаи Я. Дефицит / Пер. с венг. М.: «Наука», 1990. 607 с.
2. Основные линии технической реконструкции промышленности СССР / Под ред. А. Н. Долгова, А. О. Золотарева, В. В. Куйбышева. Материалы к пятилетнему плану промышленности ВСНХ СССР на 1928/29 и 1932/33 гг. Высший Совет Народного Хозяйства СССР. Т. 2. М.: Государственное техническое издательство,1929. 332 с.
3. Агро-индустриальные комбинаты Сибири. К вопросу организации агро-индустриальных комбинатов / Сибирская краевая плановая комиссия, Краевой научно-исследовательский институт экономики и организации социалистического с. х. Новосибирск: Сибкрайиздат, 1930 (в 6-ти частях).
4. Краткие отчёты о работах отрядов Якутской экспедиции Академии наук СССР 1925–1926 гг. Л.: Академия наук СССР, 1929. 432 с.
5. Колосовский Н. Н. Будущее Урало-Кузнецкого Комбината. Москва-Ленинград: Соцэкгиз, 1932. 136 с.
6. 1-й Сибирский научно-исследовательский комбинат. Новосибирск: Запсибкрайсовнархоз, 1931. 106 с.
7. Социалистическая реконструкция г. Новосибирска / Под ред. Ф. В. Попова, С. А. Меньшенина, А. М. Борщевского. Сектор планировки соцреконструкции городов ВСНХ при ЦИК СССР и Новосибирский горсовет. М.: Власть Советов, 1936. 166 с.
8. Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. На основе паспортов национальных проектов, утверждённых президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. М., 2019. 110 c.
9. Выступление заместителя Председателя Правительства РФ Голиковой Т. А. // Научное обеспечение реализации приоритетов научно-технологического развития Российской Федерации. Научные сессии Общего собрания членов РАН и общих собраний отделений РАН. Ноябрь 2018 г. М.: Российская академия наук, 2019. Т. 1. С. 11–16.
10. Лунден Д., Фьортофт Д. Двадцать лет освоения, а нефти всё нет: Приразломное – первый мучительный Арктический шельфовый проект // ЭКО. 2013. № 4. С. 56–77.
11. Закон СССР «О предприятиях в СССР» // О собственности в СССР. М.: Политиздат, 1990. С. 60–86.
12. Райнерт Э. С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными / Пер. с англ. Н. Автономовой; под ред. В. Автономова. М.: Изд. дом Гос. Ун-та – Высшей школы экономики, 2011. 384 с.
13. Kryukov V. A., Tokarev A. N. Contemporary Features of Innovative Development of the Russian Mineral Resource Complex // Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные науки. 2019. Т. 12. № 12. P. 2193–2208. DOI: 10.17516/1997–1370–0518.
14. Крюков В. А., Зубкова С. А. Реиндустриализация без своих РЗМ? // ЭКО. 2016. № 8. С. 5–24.
15. Жамбалнимбуев Б. Ж. Отчёт о результатах контрольного мероприятия «Проверка расходования средств федерального бюджета и эффективности управления государственным фондом недр редких и редкоземельных металлов в 2011–2014 годах и истекшем периоде 2015 года» // Бюллетень Счётной палаты РФ № 3 (март) 2016 г.
16. Клюев Н. И. Новое промышленное и транспортное строительство в России: экономико-географический аспект // Вестник Российской Академии Наук. 2019. Т. 89. № 7. С. 678–687.
17. Крюков В. А., Вебер Ш. Время «шаблонных» решений исчерпано // ЭКО. 2016. № 2. С. 32–55.
18. Распоряжение Правительства РФ от 28 февраля 2019 г. № 348-р «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») по развитию нефтегазохимического комплекса в РФ на период до 2025» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72092630/ (дата обращения: 12.05.2020).
19. Распоряжение Правительства РФ от 17 января 2020 г. № 20-р «О Стратегии развития электронной промышленности РФ на период до 2030 г. и плане мероприятий по её реализации» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73340483/ (дата обращения: 12.05.2020).
20. Мереминская Е., Ястребова С. Минпромторг просит госкомпании поддержать российскую радиоэлектронику [Электронный ресурс] // Ведомости. 2020. 6 февраля. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2020/02/07/822473-minpromtorg-prosit?utm_campaign=newspaper_7_2_2020&utm_medium=email&utm_source=vedomosti (дата обращения: 13.04.2020).
21. Муслимов Р. Х. Нефтеотдача: прошлое, настоящее, будущее. Казань: Фэн, 2012. 664 с.
22. Распоряжение Правительства РФ от 27.12.2012 № 2539-р «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности”» // Российская газета. 2012. 31 декабря. № 303.
23. Коуз Р., Ван Н. Как Китай стал капиталистическим / Пер. с англ. М.: Новое издательство, 2016. 386 с.
24. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 328 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности”» [Электронный ресурс] // Гарант. URL: https://base.garant.ru/57424492/#block_100000 (дата обращения:
12.05.2020).
25. Крюков В. А. О содержании проекта Прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 г. / Крюков В. А., Суслов В. И., Баранов А. О., Блам Ю. Ш., Заболотский А. А., Кравченко Н. А., Соколов А. В., Суслов Н. И., Унтура Г. А., Чурашев В. Н. // Проблемы прогнозирования. 2019. № 3.
С. 40–49.
26. Отчёт о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Стратегический аудит формирования и достижения показателей деятельности федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, в 2017–2018 годах и истекшем периоде 2019 года».
Бюллетень Счётной палаты Российской Федерации. 2020. № 1. Госуправление.
27. Крюков В. А. Добыче углеводородов – современные знания и технологии // ЭКО. 2013. № 8. С. 4–15.
28. В одной трубе // Советская Россия. 1985. 25 августа. № 195.
29. Крюков В. А., Крюков Я. В. Арктическая экономика – можно ли обеспечить гармонию общего и особенного? // Научные труды Вольного экономического общества России. 2019. Т. 216. № 2. С. 26–53.
30. Крюков В. А. Институциональная структура нефтегазового сектора: проблем и направления трансформации. Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 1998. 280 с.
31. Шафраник Ю. К., Крюков В. А. Нефтегазовый сектор России: трудный путь к многообразию. М.: «Перо». 2016. 272 с.
32. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Рабочие материалы. М.: Минобрнауки РФ, 2009. 606 с.
33. Полтерович В. М. Элементы теории реформ. М.: Издательство «Экономика», 2007. 447 с.
34. Отчёт о мониторинге реализации в 2019 году «Прогноза научно-технологического развития отраслей ТЭК России на период до 2035 года» в целях его дополнения и уточнения. М.: Минэнерго РФ, 2019. 33 с.
35. Крюков В. А., Севастьянова А. Е., Шмат В. В. Утопическая идея или реальная надежда? Оценка возможностей для создания и деятельности специальных финансовых фондов сырьевых территорий в России и анализ зарубежного опыта. Новосибирск: Ассоциация «Банки Сибири», 1996. 96 с.
36. Девиер А. А. Свод постановлений о горнопромышленности. Том 1. С-Пб.: Типография М. М. Стасюлевича, 1904. С. 167–211.
37. Гайдар Е. Гибель империи. Уроки для современной России. М.: Астрель: CORPUS. 2012. 592 с.
38. Крюков В. А. Арктика – каким приоритетам отдать предпочтение? // Научно-технические проблемы освоения Арктики: Науч. сессия Общего собрания членов РАН, 16 дек. 2014 г. / Под ред. Н. П. Лаверова, В. И. Васильева, А. А. Макоско; Рос. акад. наук. М.: Наука, 2015. С. 335–348.СтатьяОпубликована: 15.06.2020
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAКрюков, В. А. (2020). О взаимосвязи и взаимодействии экономической, промышленной и научно-технологической политик. Управление наукой: теория и практика, 2(2), 15-46. https://doi.org/10.19181/smtp.2020.2.2.1РазделНаучно-технологическая политика