Не-эволюционный взгляд на поведение учёного
Научная статья
Для цитирования
Плюснин Ю. М. Не-эволюционный взгляд на поведение учёного // Управление наукой: теория и практика. 2025. Том 7. № 2. С. 199-209. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2025.7.2.12 EDN: VZUZBY
Аннотация
Проблема профессиональных мотиваций деятельности учёного, стиля его поведения в науке и предшествующего им выбора жизненного пути обсуждается с позиций концепции инвариантности психобиологических основ поведения. Автор обосновывает утверждение, что природа учёного (его тип личности, стиль поведения и мотивационная структура) неизменна, наследственно детерминирована. Приводятся данные эмпирических исследований стратегий и стилей поведения академических учёных нескольких профессиональных генераций. Предложена типология личности учёного, выстроенная по основаниям (а) мотивации к научной деятельности – «цеховики», «презентаторы» и «лишние люди», (б) психофизиологических черт, свойственных идеальному учёному – «полимату» и «специалисту». Сделана попытка эмпирического обоснования феномена непроизвольного выбора «пути в науку», обусловленная выраженностью определённых черт темперамента и характера.
Ключевые слова:
учёный, типы учёных, социальный портрет, мотивация, полиматы, гелертеры, «лишние люди», «цеховики», «презентаторы»
Литература
1. Монтескьё Ш. Л. О духе законов. М. : Мысль, 1999. 672 с. ISBN 5-244-00929-X.
2. Стёпин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М. : ИФ РАН, 1994. 274 с. ISBN 5-201-01853-X. EDN SNDQYP.
3. Поппер К. Логика и рост научного знания : избранные работы / пер. с англ. М. : Прогресс, 1983. 605 с. EDN SZGSGV.
4. Стёпин В. С. Теоретическое знание. М. : Прогресс-Традиция, 2003. 744 с. ISBN 5-89826-053-6.
5. Юревич А. В. Социальная психология научной деятельности. М. : ИП РАН, 2013. 447 с. ISBN 978-5-9270-0253-5. EDN RBCCHP.
6. Холтон Дж. Тематический анализ науки / пер. с англ. М. : Прогресс, 1981. 383 с.
7. Бёрк П. Полимат: история универсальных людей от Леонардо да Винчи до Сьюзен Сонтаг. М. : Альпина нон-фикшн, 2023. 390 с. ISBN 978-5-00139-780-9.
8. Плюснин Ю. М. Цеховая психология учёного, или О верности однажды выбранной специальности // Науковедение. 2003. № 1. С. 101–110.
9. Плюснин Ю. М. Институциональный кризис науки и новые ценностные ориентиры профессионального учёного // Философия науки. 2003. № 2 (17). С. 99–108. EDN HVIVYN.
10. Юревич А. В. Неравное равенство: расслоение российского научного сообщества // Науковедение. 2002. № 3. С. 57–74. EDN RAFKTX.
11. Коллинз Р., Рестиво С. Пираты и политики в математике // Отечественные записки. 2002. № 7. С. 366–380.
12. Плюснин Ю. М. Лишние люди в науке. Опыт социально-психологического расследования // Науковедение. 1999. № 1. С. 7–19.
13. Плюснин Ю. М. Почему «лишние люди» не уходят из науки? // Науковедение. 2002. № 1. С. 108–118.
14. Линь Юйтан. Китайцы: моя страна и мой народ / пер. с кит. [и предисл.] Н. А. Спешнева. М. : Восточная литература, 2010. 335 с. ISBN 978-5-02-036447-9.
15. Плюснин Ю. М., Аблажей А. М. Государственная научная политика глазами «рядового учёного». Ситуативные стратегии поведения учёных в ответ на волны реформирования российской науки // Управление наукой: теория и практика. 2019. Т. 1, № 2. С. 38–57. DOI 10.19181/smtp.2019.1.2.2. EDN GNAIPQ.
16. Целищев В. В., Карпович В. Н., Плюснин Ю. М. Наука и идеалы демократии: социальные и методологические ценности в «республике учёных». Новосибирск : Нонпарель, 2004. 102 c. ISBN 5-93089-025-0. EDN QWKLMD.
17. Малявин В. В. Империя учёных. М. : Европа, 2007. 384 с. ISBN 978-5-9739-0126-4.
18. Любищев А. А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры. СПб. : Алетейя, 2001. 256 с. ISBN 978-5-89329-252-7.
19. Rushton J. P. Race, evolution, and behavior: A life history perspective. 3rd ed. Port Huron, MI : Charles Darwin Research Institute Press, 2000. 31, xviii, 358 p. ISBN 0-9656836-0-5.
20. Русалов В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. М. : Институт психологии РАН, 2012. 528 с. ISBN 978-5-9270-0234-4. EDN SZCPIV.
21. Eibl-Eibesfeldt I. Human ethology. N. Y. : Aldine de Gruyter, 1989. xv, 848 p. ISBN 0-202-02030-4.
22. Jensen A. R. The g factor: The science of mental ability. Westport, CT ; London : Praeger, 1998. xiv, 648 p. ISBN 0-275-96103-6.
23. Plusnin Ju. M. Psychology of youngsters selected different ways to adult life // International Journal of Psychology. 1992. Vol. 27, № 3–4. P. 358–359.
2. Стёпин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М. : ИФ РАН, 1994. 274 с. ISBN 5-201-01853-X. EDN SNDQYP.
3. Поппер К. Логика и рост научного знания : избранные работы / пер. с англ. М. : Прогресс, 1983. 605 с. EDN SZGSGV.
4. Стёпин В. С. Теоретическое знание. М. : Прогресс-Традиция, 2003. 744 с. ISBN 5-89826-053-6.
5. Юревич А. В. Социальная психология научной деятельности. М. : ИП РАН, 2013. 447 с. ISBN 978-5-9270-0253-5. EDN RBCCHP.
6. Холтон Дж. Тематический анализ науки / пер. с англ. М. : Прогресс, 1981. 383 с.
7. Бёрк П. Полимат: история универсальных людей от Леонардо да Винчи до Сьюзен Сонтаг. М. : Альпина нон-фикшн, 2023. 390 с. ISBN 978-5-00139-780-9.
8. Плюснин Ю. М. Цеховая психология учёного, или О верности однажды выбранной специальности // Науковедение. 2003. № 1. С. 101–110.
9. Плюснин Ю. М. Институциональный кризис науки и новые ценностные ориентиры профессионального учёного // Философия науки. 2003. № 2 (17). С. 99–108. EDN HVIVYN.
10. Юревич А. В. Неравное равенство: расслоение российского научного сообщества // Науковедение. 2002. № 3. С. 57–74. EDN RAFKTX.
11. Коллинз Р., Рестиво С. Пираты и политики в математике // Отечественные записки. 2002. № 7. С. 366–380.
12. Плюснин Ю. М. Лишние люди в науке. Опыт социально-психологического расследования // Науковедение. 1999. № 1. С. 7–19.
13. Плюснин Ю. М. Почему «лишние люди» не уходят из науки? // Науковедение. 2002. № 1. С. 108–118.
14. Линь Юйтан. Китайцы: моя страна и мой народ / пер. с кит. [и предисл.] Н. А. Спешнева. М. : Восточная литература, 2010. 335 с. ISBN 978-5-02-036447-9.
15. Плюснин Ю. М., Аблажей А. М. Государственная научная политика глазами «рядового учёного». Ситуативные стратегии поведения учёных в ответ на волны реформирования российской науки // Управление наукой: теория и практика. 2019. Т. 1, № 2. С. 38–57. DOI 10.19181/smtp.2019.1.2.2. EDN GNAIPQ.
16. Целищев В. В., Карпович В. Н., Плюснин Ю. М. Наука и идеалы демократии: социальные и методологические ценности в «республике учёных». Новосибирск : Нонпарель, 2004. 102 c. ISBN 5-93089-025-0. EDN QWKLMD.
17. Малявин В. В. Империя учёных. М. : Европа, 2007. 384 с. ISBN 978-5-9739-0126-4.
18. Любищев А. А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры. СПб. : Алетейя, 2001. 256 с. ISBN 978-5-89329-252-7.
19. Rushton J. P. Race, evolution, and behavior: A life history perspective. 3rd ed. Port Huron, MI : Charles Darwin Research Institute Press, 2000. 31, xviii, 358 p. ISBN 0-9656836-0-5.
20. Русалов В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. М. : Институт психологии РАН, 2012. 528 с. ISBN 978-5-9270-0234-4. EDN SZCPIV.
21. Eibl-Eibesfeldt I. Human ethology. N. Y. : Aldine de Gruyter, 1989. xv, 848 p. ISBN 0-202-02030-4.
22. Jensen A. R. The g factor: The science of mental ability. Westport, CT ; London : Praeger, 1998. xiv, 648 p. ISBN 0-275-96103-6.
23. Plusnin Ju. M. Psychology of youngsters selected different ways to adult life // International Journal of Psychology. 1992. Vol. 27, № 3–4. P. 358–359.

Статья
Поступила: 18.02.2025
Опубликована: 25.06.2025
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Плюснин, Ю. М. (2025). Не-эволюционный взгляд на поведение учёного. Управление наукой: теория и практика, 7(2), 199-209. https://doi.org/10.19181/smtp.2025.7.2.12
Раздел
Дискуссия