Не-эволюционный взгляд на поведение учёного

Научная статья
  • Юрий Михайлович Плюснин Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия jplusnin@hse.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0002-9576-4921
    Elibrary Author_id 1355
    SPIN 8188-6807
    ResearchID K-3235-2015
Для цитирования
Плюснин Ю. М. Не-эволюционный взгляд на поведение учёного // Управление наукой: теория и практика. 2025. Том 7. № 2. С. 199-209. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2025.7.2.12 EDN: VZUZBY

Аннотация

Проблема профессиональных мотиваций деятельности учёного, стиля его поведения в науке и предшествующего им выбора жизненного пути обсуждается с позиций концепции инвариантности психобиологических основ поведения. Автор обосновывает утверждение, что природа учёного (его тип личности, стиль поведения и мотивационная структура) неизменна, наследственно детерминирована. Приводятся данные эмпирических исследований стратегий и стилей поведения академических учёных нескольких профессиональных генераций. Предложена типология личности учёного, выстроенная по основаниям (а) мотивации к научной деятельности – «цеховики», «презентаторы» и «лишние люди», (б) психофизиологических черт, свойственных идеальному учёному – «полимату» и «специалисту». Сделана попытка эмпирического обоснования феномена непроизвольного выбора «пути в науку», обусловленная выраженностью определённых черт темперамента и характера.
Ключевые слова:
учёный, типы учёных, социальный портрет, мотивация, полиматы, гелертеры, «лишние люди», «цеховики», «презентаторы»

Биография автора

Юрий Михайлович Плюснин, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия
Доктор философских наук, кандидат биологических наук, профессор-исследователь факультета социальных наук

Литература

1. Монтескьё Ш. Л. О духе законов. М. : Мысль, 1999. 672 с. ISBN 5-244-00929-X.

2. Стёпин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М. : ИФ РАН, 1994. 274 с. ISBN 5-201-01853-X. EDN SNDQYP.

3. Поппер К. Логика и рост научного знания : избранные работы / пер. с англ. М. : Прогресс, 1983. 605 с. EDN SZGSGV.

4. Стёпин В. С. Теоретическое знание. М. : Прогресс-Традиция, 2003. 744 с. ISBN 5-89826-053-6.

5. Юревич А. В. Социальная психология научной деятельности. М. : ИП РАН, 2013. 447 с. ISBN 978-5-9270-0253-5. EDN RBCCHP.

6. Холтон Дж. Тематический анализ науки / пер. с англ. М. : Прогресс, 1981. 383 с.

7. Бёрк П. Полимат: история универсальных людей от Леонардо да Винчи до Сьюзен Сонтаг. М. : Альпина нон-фикшн, 2023. 390 с. ISBN 978-5-00139-780-9.

8. Плюснин Ю. М. Цеховая психология учёного, или О верности однажды выбранной специальности // Науковедение. 2003. № 1. С. 101–110.

9. Плюснин Ю. М. Институциональный кризис науки и новые ценностные ориентиры профессионального учёного // Философия науки. 2003. № 2 (17). С. 99–108. EDN HVIVYN.

10. Юревич А. В. Неравное равенство: расслоение российского научного сообщества // Науковедение. 2002. № 3. С. 57–74. EDN RAFKTX.

11. Коллинз Р., Рестиво С. Пираты и политики в математике // Отечественные записки. 2002. № 7. С. 366–380.

12. Плюснин Ю. М. Лишние люди в науке. Опыт социально-психологического расследования // Науковедение. 1999. № 1. С. 7–19.

13. Плюснин Ю. М. Почему «лишние люди» не уходят из науки? // Науковедение. 2002. № 1. С. 108–118.

14. Линь Юйтан. Китайцы: моя страна и мой народ / пер. с кит. [и предисл.] Н. А. Спешнева. М. : Восточная литература, 2010. 335 с. ISBN 978-5-02-036447-9.

15. Плюснин Ю. М., Аблажей А. М. Государственная научная политика глазами «рядового учёного». Ситуативные стратегии поведения учёных в ответ на волны реформирования российской науки // Управление наукой: теория и практика. 2019. Т. 1, № 2. С. 38–57. DOI 10.19181/smtp.2019.1.2.2. EDN GNAIPQ.

16. Целищев В. В., Карпович В. Н., Плюснин Ю. М. Наука и идеалы демократии: социальные и методологические ценности в «республике учёных». Новосибирск : Нонпарель, 2004. 102 c. ISBN 5-93089-025-0. EDN QWKLMD.

17. Малявин В. В. Империя учёных. М. : Европа, 2007. 384 с. ISBN 978-5-9739-0126-4.

18. Любищев А. А. Линии Демокрита и Платона в истории культуры. СПб. : Алетейя, 2001. 256 с. ISBN 978-5-89329-252-7.

19. Rushton J. P. Race, evolution, and behavior: A life history perspective. 3rd ed. Port Huron, MI : Charles Darwin Research Institute Press, 2000. 31, xviii, 358 p. ISBN 0-9656836-0-5.

20. Русалов В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: дифференциально-психофизиологические и психологические исследования. М. : Институт психологии РАН, 2012. 528 с. ISBN 978-5-9270-0234-4. EDN SZCPIV.

21. Eibl-Eibesfeldt I. Human ethology. N. Y. : Aldine de Gruyter, 1989. xv, 848 p. ISBN 0-202-02030-4.

22. Jensen A. R. The g factor: The science of mental ability. Westport, CT ; London : Praeger, 1998. xiv, 648 p. ISBN 0-275-96103-6.

23. Plusnin Ju. M. Psychology of youngsters selected different ways to adult life // International Journal of Psychology. 1992. Vol. 27, № 3–4. P. 358–359.
Не-эволюционный взгляд на поведение учёного
Статья

Поступила: 18.02.2025

Опубликована: 25.06.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Плюснин, Ю. М. (2025). Не-эволюционный взгляд на поведение учёного. Управление наукой: теория и практика, 7(2), 199-209. https://doi.org/10.19181/smtp.2025.7.2.12