Китайские гуманитарии в российской аспирантуре: ожидания и реалии

Научная статья
  • Евгений Иванович Кононенко Государственный институт искусствознания, Москва, Россия j_kononenko@inbox.ru ORCID ID https://orcid.org/0000-0003-4579-8653
    Elibrary Author_id 349793
    SPIN 7487-2030
Для цитирования
Кононенко Е. И. Китайские гуманитарии в российской аспирантуре: ожидания и реалии // Управление наукой: теория и практика. 2025. Том 7. № 1. С. 158-176. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2025.7.1.11 EDN: OUDCHY

Аннотация

Растущее количество китайских соискателей вынуждает говорить об «образовательной экспансии», выгода от которой для российской науки невелика. Данные опросов обучающихся в России граждан КНР свидетельствуют, что качество получаемой подготовки не удовлетворяет их спрос на образовательные услуги. Откровенно пониженные требования к «китайским диссертациям» девальвируют российские учёные степени и противоречат стремлению к повышению конкурентоспособности отечественной науки. В статье рассматриваются некоторые очевидные проблемы, возникающие при обучении граждан КНР в аспирантуре российских вузов и НИИ по гуманитарным научным направлениям (на примере искусствоведения). Исследование базируется на данных о защитах китайских соискателей на сайте ВАК РФ и обращает внимание на дублирование и незначительность избираемых тем исследований, слабость научного руководства, «облегчённость» требований к качеству диссертаций, недостаточную подготовленность вузов и диссоветов к работе с иностранцами в целом.
Ключевые слова:
китайские соискатели, высшая школа, аспирантура, диссертационные советы, методика научной работы

Биография автора

Евгений Иванович Кононенко, Государственный институт искусствознания, Москва, Россия
Доктор искусствоведения, заведующий сектором искусства стран Азии и Африки

Литература

1. Что ищет китайский студент в России: анализ образовательных потребностей китайских студентов в российских вузах по материалам социологического исследования / В. Ю. Вашкявичус, Ю. Н. Кондракова, Е. С. Кузьмина, И. Б. Сметанников // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2022. № 65. С. 213–237. DOI 10.17223/1998863X/65/19. EDN PYGEHB.

2. Веревкин Л. П., Карелов С. В. Иностранные студенты в российских вузах: мотивы приезда и перспективы трудоустройства // Энергия: экономика, техника, экология. 2006. № 5. С. 68–72. EDN OPHECR.

3. Кононенко Е. И. Искусствоведческое образование в условиях рынка: российский опыт // Вопросы искусствоведения XX – начала XXI века : мат. Международной научно-практической конференции (Алматы, 5–6 апреля 2016 г.). Алматы, 2016. С. 5–11.

4. Кононенко Е. И. Разработка «восточных» тем в диссертациях российских аспирантов из арабских стран // Востоковедение: история и современность : мат. Международной научно-практической конференции для студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных, посвящённой 10-летию востоковедческого направления кафедры востоковедения и башкирского языкознания Башкирского государственного университета (Уфа, 6 декабря 2018 г.). Уфа : РИЦ БашГУ, 2018. С. 186–192. EDN YVICEX.

5. Интернационализация российских вузов: китайский вектор. М. : Спецкнига, 2013. 72 с. ISBN 978-5-91891-330-7. EDN VCBYVP.

6. Гомбоева Д. О. Характеристика реализации академической мобильности во взаимодействии российского и китайского профессионального образования // Учёные записки Забайкальского государственного университета. 2015. № 5 (64). С. 71–75. EDN VJLSFP.

7. Старыгина А. М. Интернационализация высшего образования в России в контексте двусторонних связей с Китаем // Гуманитарий Юга России. 2017. Т. 6, № 2. С. 280–290. EDN YLOBTZ.

8. Леонтьева Э. О. Социально-исторические факторы китайской образовательной миграции в Россию // Регионалистика. 2018. Т. 5, № 4. С. 35–40. DOI 10.14530/reg.2018.4.35. EDN VAHVRF.

9. Ларин А. Г. Китайская образовательная миграция в России: невесёлая картина // Общество и государство в Китае. 2012. Т. 42, № 2. С. 285–289. EDN PYPNTX.

10. Танатова Д. К., Погосян В. Г., Королев И. В. Обучение китайских студентов в российских университетах: мотивация и демотивация // Социологические исследования. 2019. № 5. С. 150–157. DOI 10.31857/S013216250004969-8. EDN SCSCHF.

11. Ван Л., Баранова И. И. Совместные образовательные программы китайских университетов с российскими вузами: состояние, тенденции и перспективы // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. 2017. Т. 8, № 1. С. 134–141. DOI 10.18721/JHSS.8116. EDN YRXLYP.

12. Ланьи Л., Аликберова А. Р. Анализ академической мобильности китайских студентов // Общество и государство в Китае. 2017. Т. 47, № 1. С. 471–481. EDN YUFBOP.

13. Гурулева Т. Л. Совместные образовательные программы России и Китая: состояние и проблемы реализации // Высшее образование в России. 2018. Т. 27, № 12. С. 93–103. DOI 10.31992/0869-3617-2018-27-12-93-103. EDN YQORLF.

14. Донецкая С. С., Ли М. Китайские студенты за рубежом: динамика численности и цели выезда // Высшее образование в России. 2020. Т. 29, № 6. С. 153–168. DOI 10.31992/0869-3617-2020-6-153-168. EDN WEOKIO.

15. Николаев В. К. Экспорт образования в вузах России в условиях новой реальности // Высшее образование в России. 2022. Т. 31, № 2. С. 149–166. DOI 10.31992/0869-3617-2022-31-2-149-166. EDN NYVDVA.

16. Есипова М. В. Об особенностях изучения китайской музыки в России в XXI веке // Художественная культура. 2017. № 3 (21). Cт. 8. EDN YUCDYD.

17. Некрасова-Каратеева О. Л. Китайские аспиранты РГПУ им. А. И. Герцена о китайском искусстве // Искусство и диалог культур : сб. научных трудов XII Международной межвузовской научно-практической конференции (Санкт-Петербург, 27 марта 2018 г.) / под ред. С. В. Анчукова, Т. В. Горбуновой, О. Л. Некрасовой-Каратеевой. СПб. : Книжный дом, 2018. Вып. 12. С. 15–18. EDN UPNEWU.

18. Иванова Л. В. Особенности обучения китайских учащихся в аспирантуре МГХПА им. С. Г. Строганова // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. 2021. № 2. Ч. 2. С. 275–285. EDN VMSAPU.

19. Кононенко Е. И. Ещё раз о симуляции научной деятельности в гуманитарных дисциплинах // Вестник Санкт-Петербургского университета. Искусствоведение. 2021. Т. 11, № 2. С. 327–349. DOI 10.21638/spbu15.2021.209. EDN ODQWEV.

20. Ростовцев А. Метод «мясо – шоколад»: что это значит? // Дипломный проект. 2015. № 11. http://contrlist.ucoz.ru/index/diplomnyj_proekt_2015_11/0-1105 (дата обращения: 30.04.2024).

21. Балыхина Т. М., Чжао Юйцзян. От методики к этнометодике. Обучение китайцев русскому языку: проблемы и пути их преодоления. 2-е изд. М. : РУДН, 2010. 344 с. ISBN 978-5-209-03404-9.

22. Би Нань. Практика обучения китайских студентов российских вузов устной речи на русском языке // Вопросы методики преподавания в вузе. 2022. Т. 11, № 4. С. 48–56. DOI 10.57769/2227-8591.11.4.04. EDN ZRUHUA.

23. Воробьева И. М. Иностранные студенты в российском вузе: повышение конкуренции российского образования или вынужденная необходимость // Молодой учёный. 2015. № 10 (90). С. 1115–1119. EDN TWAQSJ.
Китайские гуманитарии в российской аспирантуре: ожидания и реалии
Статья

Поступила: 18.11.2024

Опубликована: 25.03.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Кононенко, Е. И. (2025). Китайские гуманитарии в российской аспирантуре: ожидания и реалии. Управление наукой: теория и практика, 7(1), 158-176. https://doi.org/10.19181/smtp.2025.7.1.11
Раздел
Научное сообщество