Эффективность оценки учреждений высшего образования на примере университета в моногороде

Научная статья
  • Антон Михайлович Лопухин Заполярный государственный университет имени Н. М. Федоровского, Норильск, Россия LopukhiAM@norvuz.ru
Для цитирования
Лопухин А. М. Эффективность оценки учреждений высшего образования на примере университета в моногороде // Управление наукой: теория и практика. 2025. Том 7. № 1. С. 55-66. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2025.7.1.4 EDN: JSSNKY

Аннотация

Исследована эффективность существующего единого подхода Минобрнауки РФ к оценке деятельности федеральных учреждений высшего образования. Рассмотрены критерии, используемые Минобрнауки РФ при проведении мониторинга деятельности организаций высшего образования и опубликованные в 2024 г. с данными за 2023 г. Эти данные приведены на официальном сайте www.miccedu.ru.  Поставлен вопрос, насколько эти критерии подходят для оценки деятельности университетов в моногородах России. На примере исследования одного из значимых университетов в моногородах, Заполярного государственного университета (Норильск), крупнейшего университета в российской Восточной Арктике, показано, что установленные Минобрнауки РФ показатели эффективности (образовательная, международная, финансово-экономическая деятельность) не в полной мере соответствуют реалиям функционирования университетов в моногородах. Предложены изменения в группах показателей, не ограниченные университетами моногородов, которые будут способствовать совершенствованию критериев Минобрнауки РФ, предназначенных для оценки деятельности вузов.
Ключевые слова:
оценка учреждений высшего образования, показатели эффективности вузов, университеты моногородов, укрупнённые группы показателей, социальные функции университетов, проблемы моногородов, моногород, Норильск

Биография автора

Антон Михайлович Лопухин, Заполярный государственный университет имени Н. М. Федоровского, Норильск, Россия
Проректор по развитию и цифровой трансформации

Литература

1. Попов Д. В. Современные методики оценки эффективности деятельности вузов: сравнительный анализ // Вестник МГПУ. Серия: Экономика. 2018. № 3 (17). С. 64–77. EDN YARJUL.

2. Веселкова Н. В., Вандышев М. Н., Прямикова Е. В. Профессиональное образование в моногородах: производство мобильности // Вопросы образования. 2021. № 3. С. 8–32. DOI 10.17323/1814-9545-2021-3-8-32. EDN YYMHXA.

3. Высшее образование в моногородах: организационные форматы, практики, вызовы / К. Р. Романенко, Е. Ю. Шибанова, Е. С. Абалмасова, А. А. Егоров // Университетское управление: практика и анализ. 2018. Т. 22, № 4 (116). С. 110–125. DOI 10.15826/umpa.2018.04.044. EDN YPFZML.

4. Пилясов А. Н. Алгоритм одоления монопрофильности арктического города: случай Норильска // Арктика и Север. 2023. № 53. С. 101–134. DOI 10.37482/issn2221-2698.2023.53.101. EDN UCMAGZ.

5. Маслова А. Н. Моногорода в России: проблемы и решения // Проблемный анализ и государственно-управленческое проектирование. 2011. Т. 4, № 5. С. 16–28. EDN OWVNPT.

6. Зиньковский К. В., Деркачев П. В., Кравченко И. А. Динамика ресурсного обеспечения системы высшего образования: последствия для инвестиционных возможностей вузов. М. : НИУ ВШЭ, 2022. 9 с. (Мониторинг экономики образования. Вып. 1).
Эффективность оценки учреждений высшего образования на примере университета в моногороде
Статья

Поступила: 14.02.2025

Опубликована: 25.03.2025

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Лопухин, А. М. (2025). Эффективность оценки учреждений высшего образования на примере университета в моногороде. Управление наукой: теория и практика, 7(1), 55-66. https://doi.org/10.19181/smtp.2025.7.1.4
Раздел
Механизмы и инструменты государственного управления научно-технологической сферой