Обеспечение открытого научного сотрудничества с Open Science Framework: опыт ГПНТБ СО РАН

Научная статья
  • Людмила Борисовна Шевченко Государственная публичная научно-техническая библиотека CO РАН, Новосибирск, Россия shevchenkol@spsl.nsc.ru ORCID https://orcid.org/0000-0003-3463-5779
    Elibrary AuthorId 252168 SPIN 8022-7990
    ResearcherID O-9109-2019
Выражение признательности
Статья подготовлена по плану научно-исследовательской работы Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук в рамках научного проекта No 122041100150-3 «Разработка модели функционирования научной библиотеки в информационной экосистеме открытой науки».
Для цитирования
Шевченко Л. Б. Обеспечение открытого научного сотрудничества с Open Science Framework: опыт ГПНТБ СО РАН // Управление наукой: теория и практика. 2024. Том 6. № 4. С. 105-121. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2024.6.4.6 EDN: BTNZVR

Аннотация

Открытость и доступность научных исследований становятся всё более важными аспектами содействия открытой науке и воспроизводимым исследованиям. Открытые научные практики дают много преимуществ как учёным, так и науке в целом. Open Science Framework (OSF) предоставляет возможность применять открытые и совместные исследовательские практики в научном сообществе – начиная от создания плана управления данными, предварительной регистрации своего исследования и использования контроля версий до обмена данными и другими исследовательскими материалами или публикации препринта для быстрого распространения. Задачей исследования являлся анализ платформы OSF с целью выявления основных функций и возможностей для открытой научной коммуникации и использования данного инструмента в рамках научного проекта «Разработка модели функционирования научной библиотеки в информационной экосистеме открытой науки» Государственной публичной научно-технической библиотеки СО РАН для соответствия принципам открытой науки. Проанализированы инструменты OSF для создания проектов, предварительных регистраций, размещения препринтов, а также возможности интеграции с различными сторонними сервисами, такими как Dropbox, GitHub, Google Drive и др. Приведены примеры проектов и компонентов. Описан процесс создания проекта, добавления компонентов, метаданных, создания предварительной регистрации. В результате сделан вывод, что удобный интерфейс и разнообразие функций позволяют OSF интегрироваться в рабочий процесс учёного и дают возможность документировать и архивировать проекты исследований, материалы и данные; облегчают обмен материалами и данными; способствуют прозрачности исследований. Российские учёные, работающие в разных научных направлениях, могут использовать этот инструмент открытой науки для обеспечения открытого научного сотрудничества и продвижения открытых и воспроизводимых научных исследований.
Ключевые слова:
открытая наука, открытые научные практики, Open Science Framework, обмен данными, исследовательский проект, препринт, предварительная регистрация, воспроизводимость исследования

Биография автора

Людмила Борисовна Шевченко, Государственная публичная научно-техническая библиотека CO РАН, Новосибирск, Россия
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник

Литература

1. Bergmann C. The buffet approach to open science. CogTales. 2023, April 16. Available at: https://cogtales.wordpress.com/2023/04/16/the-buffet-approach-to-open-science/ (accessed: 12.09.2024).

2. Cohoon J. Negotiating open science: The Open Science Framework as a technology-in-practice. In: CSCW ’21 companion: Companion publication of the 2021 conference on computer supported cooperative work and social computing. New York : Association for Computing Machinery; 2021. P. 245–248. DOI 10.1145/3462204.3481785.

3. Tackett J. L., Brandes C. M., Reardon K. W. Leveraging the Open Science Framework in clinical psychological assessment research. Psychological Assessment. 2019;31(12):1386–1394. DOI 10.1037/pas0000583.

4. Eben C., Bőthe B., Brevers D. [et al.] The landscape of open science in behavioral addiction research: Current practices and future directions. Journal of Behavioral Addictions. 2023;12(4):862–870. DOI 10.1556/2006.2023.00052.

5. Hagger M. S. Developing an open science ‘mindset’. Health Psychology and Behavioral Medicine. 2021;10(1):1–21. DOI 10.1080/21642850.2021.2012474.

6. Armeni K., Brinkman L., Carlsson R. [et al.] Towards wide-scale adoption of open science practices: The role of open science communities. Science and Public Policy. 2021;48(5):605–611. DOI 10.1093/scipol/scab039.

7. Foster E. D., Deardorff A. Open Science Framework (OSF). Journal of the Medical Library Association. 2017;105(2):203–206. DOI 10.5195/JMLA.2017.88.

8. Sullivan I., DeHaven A., Mellor D. Open and reproducible research on Open Science Framework. Current Protocols Essential Laboratory Techniques. 2019;18(5):e32. DOI 10.1002/cpet.32.

9. Pradhan P., Zala L. N. Role of research data repositories and open data sharing with specific reference to Open Science Framework (OSF). Journal of Information and Knowledge. 2023;60(6):409–421. DOI 10.17821/srels/2023/v60i6/171159.

10. Spies J. R. The Open Science Framework: Improving science by making it open and accessible. Thesis Commons. 2017, April 21. DOI 10.31237/osf.io/t23za.

11. Thibault R. T., Amaral O. B., Argolo F., Bandrowski A. E., Davidson A. R., Drude N. I. Open Science 2.0: Towards a truly collaborative research ecosystem. PLoS Biology. 2023;21(10):e3002362. DOI 10.1371/journal.pbio.3002362.

12. Hardwicke T. E., Wallach J. D., Kidwell M. C. [et al.] An empirical assessment of transparency and reproducibility-related research practices in the social sciences (2014–2017). Royal Society Open Science. 2020;7(2):190806. DOI 10.1098/rsos.190806.

13. Beck M. W., O’Hara C., Stewart Lowndes J. S. [et al.] The importance of open science for biological assessment of aquatic environments. PeerJ. 2020;(8):e9539. DOI 10.7717/peerj.9539.

14. Petersen I. T., Apfelbaum K. S., McMurray B. Adapting open science and pre-registration to longitudinal research. Infant and Child Development. 2024;33(1):e2315. DOI 10.1002/icd.2315.

15. Dirnagl U. Preregistration of exploratory research: Learning from the golden age of discovery. PLoS Biology. 2020;18(3):e3000690. DOI 10.1371/journal.pbio.3000690.

16. Nosek B. A., Ebersole C. R., DeHaven A. C., Mellor D. T. The preregistration revolution. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2018;115(11):2600–2606. DOI 10.1073/pnas.1708274114.

17. Shrout P. E., Rodgers J. L. Psychology, science, and knowledge construction: Broadening perspectives from the replication crisis. Annual Review of Psychology. 2018;69:487–510. DOI 10.1146/annurev-psych-122216-011845.

18. Haim A., Shaw S., Heffernan N. How to open science: Promoting principles and reproducibility practices within the educational data mining community. In: Feng M., Käser T., Talukdar P., eds. Proceedings of the 16th International Conference on Educational Data Mining (Bengaluru, India, July 2023). Bengaluru : International Educational Data Mining Society; 2023. P. 582–584. DOI 10.5281/ZENODO.8115776.

19. Wacharamanotham C., Eisenring L., Haroz S., Echtler F. Transparency of CHI research artifacts: Results of a self-reported survey. In: CHI ’20 : Proceedings of the 2020 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. New York : Association for Computing Machinery; 2020. P. 1–14. DOI 10.1145/3313831.3376448.

20. Echtler F., Häußler M. Open source, open science, and the replication crisis in HCI. In: CHI EA ’18 : Extended abstracts of the 2018 CHI Conference on Human Factors in Computing Systems. New York : Association for Computing Machinery; 2018. Paper No.: alt02. P. 1–8. DOI 10.1145/3170427.3188395.

21. Haven T. L., Van Grootel L. Preregistering qualitative research. Accountability in Research. 2019;26(3):229–244. DOI 10.1080/08989621.2019.1580147.

22. Baker R. S., Hutt S., Brooks C. A., Srivastava N., Mills C. Open science and educational data mining: Which practices matter most? In: Paaßen B., Epp C. D., eds. Proceedings of the 17th International Conference on Educational Data Mining (Atlanta, Georgia, USA, July 2024). Atlanta : International Educational Data Mining Society; 2024. P. 279–287. DOI 10.5281/zenodo.12729816.

23. Reproducibility project: Psychology. OSF. 2015. DOI 10.17605/OSF.IO/EZCUJ.

24. Reich J. Preregistration and registered reports. Educational Psychologist. 2021;56(2):101–109. DOI 10.1080/00461520.2021.1900851.

25. Teixeira da Silva J. A., Huang C.-K. K., Nazarovets M. Publishing embargoes and versions of preprints: impact on the dissemination of information. Open Information Science. 2024;8(1):20240002. DOI 10.1515/opis-2024-0002.

26. Lin J., Yu Y., Zhou Y., Zhou Z., Shi X. How many preprints have actually been printed and why: A case study of computer science preprints on arXiv. Scientometrics. 2020;124(1):555–574. DOI 10.1007/s11192-020-03430-8.

27. Teixeira da Silva J. A. A perspective on the Center for Open Science (COS) preprint servers. Science Editor and Publisher. 2024;9(1):86–95. DOI 10.24069/SEP-24-05.

28. Moreau D., Wiebels K. Nine quick tips for open meta-analyses. PLoS Computational Biology. 2024;20(7):e1012252. DOI 10.1371/journal.pcbi.1012252.
Обеспечение открытого научного сотрудничества с Open Science Framework: опыт ГПНТБ СО РАН
Статья

Поступила: 19.09.2024

Опубликована: 25.12.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Шевченко, Л. Б. (2024). Обеспечение открытого научного сотрудничества с Open Science Framework: опыт ГПНТБ СО РАН. Управление наукой: теория и практика, 6(4), 105-121. https://doi.org/10.19181/smtp.2024.6.4.6
Раздел
Информационная среда и проблемы цифровизации