Трансформация моделей взаимодействия науки и общества: от диалогической модели популяризации к сетевой структуре гражданской науки

Научная статья
  • Елена Николаевна Рассолова Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия enrassolova@gmail.com
    Elibrary AuthorId 861266 SPIN 3496-4321
  • Константин Александрович Галкин Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия Kgalkin1989@mail.ru
    Elibrary AuthorId 850737 SPIN 5000-5986
Для цитирования
Рассолова Е. Н., Галкин К. А. Трансформация моделей взаимодействия науки и общества: от диалогической модели популяризации к сетевой структуре гражданской науки // Управление наукой: теория и практика. 2024. Том 6. № 3. С. 193-207. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2024.6.3.14 EDN: WFRXTQ

Аннотация

В данной статье рассматривается трансформация моделей взаимодействия науки и общества во второй половине XX в. и в начале XXI в., учитывая значительные изменения в коммуникации между ними и процессы деинституционализации, характерные для современных обществ. Основное внимание уделено критическому анализу процессов популяризации научных знаний и особенностям взаимодействия профессиональных учёных с любителями науки в условиях сетевых коммуникаций. Нами выделены основные модели взаимодействия науки и общества, которые включают в себя различные особенности коммуникации учёных с общественностью. Одним из основных результатов исследования является определение точек соприкосновения между интересами профессиональных учёных и любителей науки, что может способствовать более эффективному сотрудничеству и обмену знаниями между этими группами.
Ключевые слова:
любители науки, учёные, деинституционализация науки, развитие науки, коммуникация в науке, популяризация науки

Биографии авторов

Елена Николаевна Рассолова, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
Младший научный сотрудник
Константин Александрович Галкин, Социологический институт РАН – филиал ФНИСЦ РАН, Санкт-Петербург, Россия
Кандидат социологических наук, старший научный сотрудник

Литература

1. Писарев А., Гавриленко С. В поисках ускользающего объекта: наука и ее история // Логос. 2020. Т. 30, № 1 (134). С. 1–28. DOI 10.22394/0869-5377-2020-1-1-25. EDN CJAAAN.

2. Касавин И. Т., Шиповалова Л. В. Современная философия науки: вечное возвращение // Эпистемология и философия науки. 2022. Т. 59, № 4. С. 6–20. DOI 10.5840/eps202259452. EDN QJOGGK.

3. Barber B. Science and the social order. Westport, CT : Greenwood Press, 1978. xxiii, 288 p.

4. Merton R. K. The institutional imperatives of science // Sociology of science / ed. by B. Barnes. L. : Penguin Books, 1972. P. 65–79.

5. Медунецкий В. М., Силаева К. В. Основные этапы развития технических наук : учеб. пособие. СПб. : Университет ИТМО, 2016. 67 с.

6. Кузьмин М. Н. Образовательный процесс в России и Европе в Новое время: антропологический аспект // Вопросы философии. 2011. № 4. С. 53–61. EDN NQVWZR.

7. Деар П. Историей чего является история науки? Истоки идеологии современной науки в раннее Новое время // Логос. 2020. Т. 30, № 1 (134). С. 29–62. DOI 10.22394/0869-5377-2020-1-29-58. EDN KNDKHJ.

8. Налетова И. В. Университет Гумбольдта в динамике развития университетского образования // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2010. № 9 (89). С. 7–12. EDN MVBDJX.

9. Leite L. History of science in science education: Development and validation of a checklist for analysing the historical content of science textbooks // Science & Education. 2002. Vol. 11, № 4. P. 333–359. DOI 10.1023/A:1016063432662

10. Kuhn T. The history of science // Philosophy, science, and history : A guide and reader. Ed. by L. Patton. N. Y. : Routledge, 2014. P. 106–121.

11. От наукограда к технополису: история трансформации / В. В. Туарменский, А. В. Барановский, Ю. О. Лящук [и др.] // Человеческий капитал. 2020. № 1 (133). С. 100–107. DOI 10.25629/HC.2020.01.11. EDN ESOBEG.

12. Мирский Э. М. Наука как социальный институт // Высшее образование в России. 2004. № 8. С. 89–108. EDN IBNCWD.

13. Barber B. Talcott Parsons and the sociology of science: An essay in appreciation and remembrance // Theory, Culture & Society. 1989. Vol. 6, № 4. P. 623–635. DOI 10.1177/026327689006004006.

14. Bourdieu P. The peculiar history of scientific reason // Sociological Forum. 1991. Vol. 6, № 1. P. 3–26. DOI 10.1007/BF01112725.

15. Мирская Е. З. Р. К. Мертон и этос классической науки // Философия науки. 2005. Т. 11, № 1. С. 11–28. EDN TRSSUR.

16. Мирский Э. М. Социология науки – новые вызовы // Социология науки и технологий. 2011. Т. 2, № 3. С. 13–30. EDN ONNWAH.

17. Wynne B. Public uptake of science: A case for institutional reflexivity // Public Understanding of Science. 1993. Vol. 2, № 4. P. 321–337. DOI 10.1088/0963-6625/2/4/003.

18. Nielsen K. The ‘institutional turn’ in the social sciences: a review of approaches and a future research agenda // Economics and the social sciences: Boundaries, interaction and integration. Ed. by S. Ioannides, K. Nielsen. Cheltenham : Edward Elgar Publishing, 2007. P. 91–111.

19. Buchholz К. Criteria for the analysis of scientific quality // Scientometrics. 1995. Vol. 32, № 2. P. 195–218. DOI 10.1007/BF02016894.

20. Смирнов С. Г. Задачник по истории науки. От Фалеса до Ньютона. М. : МЦНМО, 2017. 360 с. ISBN 978-5-4439-3170-8.

21. Coccia M. Science, funding and economic growth: Analysis and science policy implications // World Review of Science, Technology and Sustainable Development. 2008. Vol. 5, № 1. P. 1–27. DOI 10.1504/WRSTSD.2008.017810.

22. Pisano G. P. The evolution of science-based business: Innovating how we innovate // Industrial and Corporate Change. 2010. Vol. 19, № 2. P. 465–482. DOI 10.2139/ssrn.1545806.

23. Dickson D. The new politics of science. Chicago : University of Chicago Press, 1988. xi, 404 p.

24. Gauchat G. Politicization of science in the public sphere: A study of public trust in the United States, 1974 to 2010 // American Sociological Review. 2012. Vol. 77, № 2. P. 167–187. DOI 10.1177/0003122412438225.

25. Mann M., Schleifer C. Love the science, hate the scientists: Conservative identity protects belief in science and undermines trust in scientists // Social Forces. 2020. Vol. 99, № 1. P. 305–332. DOI 10.1093/sf/soz156.

26. Ferran-Ferrer N. Volunteer participation in citizen science projects // El Profesional de la Información. 2015. Vol. 24, № 6. P. 827–837.

27. Hartman J. The popularization of science through citizen volunteers // Public Understanding of Science. 1997. Vol. 6, № 1. P. 69–86. DOI 10.1088/0963-6625/6/1/005.

28. Лаптев В. В. Проблемы совершенствования системы подготовки научных кадров высшей квалификации на современном этапе развития науки и общества // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 83. С. 7–17. EDN KFQQZH.

29. New roles of science in society: Different repertoires of knowledge brokering / E. Turnhout, M. Stuiver, Ju. Klostermann [et al.] // Science and Public Policy. 2013. Vol. 40, № 3. P. 354–365. DOI 10.1093/scipol/scs114.

30. Bijker W. E., Bal R., Hendriks R. The paradox of scientific authority: The role of scientific advice in democracies. Cambridge, MA : MIT Press, 2009. viii, 223 p.

31. Абрамов Р. Н., Кожанов А. А. Концептуализация феномена Popular Science: модели взаимодействия науки, общества и медиа // Социология науки и технологий. 2015. Т. 6, № 2. С. 45–59. EDN UDZDPX.

32. Погожина Н. Н. Современные тенденции коммуникативного взаимодействия науки и общества // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2023. № 76. С. 141–152. DOI 10.17223/1998863X/76/14. EDN FMCULC.

33. Trench B. Towards an analytical framework of science communication models // Communicating science in social contexts: New models, new practices. Ed. by D. Cheng, M. Claessens, T. Gascoigne [et al.]. Dordrecht, Netherlands : Springer, 2008. P. 119–135. DOI 10.1007/978-1-4020-8598-7_7.

34. Science communication in the world: Practices, theories and trends / ed. by B. Schiele, M. Claessens, S. Shi. Dordrecht : Springer, 2012. xxv, 317 p. DOI 10.1007/978-94-007-4279-6.

35. Miller S. Public understanding of science at the crossroads // Public Understanding of Science. 2001. Vol. 10, № 1. P. 115–120. DOI 10.1088/0963-6625/10/1/308.

36. Wynne B. Public engagement as a means of restoring public trust in science – hitting the notes, but missing the music? // Community Genetics. 2006. Vol. 9, № 3. P. 211–220. DOI 10.1159/000092659.

37. Касавин И. Т. Наука как общественное благо // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2021. № 60. C. 217–227. DOI 10.17223/1998863X/60/19. EDN UPEUTK.

38. Kent M. L., Taylor M. Toward a dialogic theory of public relations // Public Relations Review. 2002. Vol. 28, № 1. Р. 21–37. DOI 10.1016/S0363-8111(02)00108-X.

39. Daum A. W. Varieties of popular science and the transformations of public knowledge: Some historical reflections // Isis. 2009. Vol. 100, № 2. P. 319–332. DOI 10.1086/599550.

40. Pandora K., Rader K. A. Science in the everyday world: Why perspectives from the history of science matter // Isis. 2008. Vol. 99, № 2. P. 350–364. DOI 10.1086/588693.

41. Irwin A. Constructing the scientific citizen: Science and democracy in the biosciences // Public Understanding of Science. 2001. Vol. 10, № 1. P. 1–18. DOI 10.1088/0963-6625/10/1/301.

42. Irwin A. Citizen science: A study of people, expertise and sustainable development. L. : Routledge, 2002. xiii, 198 p.

43. Citizen science platforms / H.-Y. Liu, D. Dörler, F. Heigl, S. Grossberndt // The science of citizen science. Ed. by K. Vohland, A. Land-Zandstra, L. Ceccaroni [et al.]. Cham : Springer, 2021. P. 439–459. DOI 10.1007/978-3-030-58278-4_22.

44. Hunter D. E. L., Newman G. J., Balgopal M. M. Citizen scientist or citizen technician: A case study of communication on one citizen science platform // Citizen Science: Theory and Practice. 2020. Vol. 5, № 1. Art. 17. DOI 10.5334/cstp.261

45. Abe Y. Temporal citizen science after Fukushima // International Journal of Communication. 2023. Vol. 17. P. 1573–1591.

46. A question of dialogue? Reflections on how citizen science can enhance communication between science and society / K. Wagenknecht, T. Woods, C. Nold [et al.] // Journal of Science Communication. 2021. Vol. 20, № 3. Art. 13. DOI 10.22323/2.20030213.

47. Simpson R., Page K. R., De Roure D. Zooniverse: Observing the world’s largest citizen science platform // WWW’14 companion : Proceedings of the 23rd International conference on world wide web. N. Y. : Association for Computing Machinery, 2014. P. 1049–1054. DOI 10.1145/2567948.2579215.

48. Castells M. Communication, power and counter-power in the network society // International Journal of Communication. 2007. Vol. 1. P. 238–266.
Статья

Поступила: 21.02.2024

Опубликована: 25.09.2024

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Рассолова, Е. Н., & Галкин, К. А. (2024). Трансформация моделей взаимодействия науки и общества: от диалогической модели популяризации к сетевой структуре гражданской науки. Управление наукой: теория и практика, 6(3), 193-207. https://doi.org/10.19181/smtp.2024.6.3.14
Раздел
В поисках утраченного жанра: популярная наука