К проблеме научного подхода создания экосистемы образовательного проектирования в старшей школе
Научная статья
-
Юрий Вячеславович Громыко
Институт опережающих исследований «Управление человеческими ресурсами» им. Е. Л. Шифферса, Москва, Россия
yugromyko@gmail.com
ORCID https://orcid.org/0000-0001-5943-8232
Elibrary AuthorId 100304
- Елена Александровна Тебенькова Курганский государственный университет, Курган, Россия; Центр содействия социальным инновациям «Технологии изменения и развития», Москва, Россия eashu@mail.ru
Elibrary AuthorId 560746- Ирина Наильевна Зайцева Центр содействия социальным инновациям «Технологии изменения и развития»; Фонд поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых учёных «Национальное интеллектуальное развитие», Москва, Россия i@zaytseva-1.ru ORCID https://orcid.org/0000-0001-6837-8710
Elibrary AuthorId 1120571Для цитированияГромыко Ю. В., Тебенькова Е. А., Зайцева И. Н. К проблеме научного подхода создания экосистемы образовательного проектирования в старшей школе // Управление наукой: теория и практика. 2023. Том 5. № 4. С. 91–109. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2023.5.4.5 EDN: HGZMZHАннотация
В статье представлены результаты анализа подходов к созданию в рамках современной старшей школы развивающей образовательной среды. Важнейшим условием развития подростков, их субъектности в требуемой ФГОС СОО исследовательской и проектной деятельности является создание экосистемы образовательного проектирования. В ней, помимо учебного класса – группы обучающихся, осваивающих единообразную учебную программу в стенах школы, формируется детско-взрослое образовательно-проектное сообщество, самостоятельно инициирующее содержание и траекторию развития его участников с выходом в социальный и профессиональный контекст. Организационным ядром среды образовательного проектирования способен стать проектный офис. Но в отличие от существующего в управленческой науке понимания проектного офиса как инструмента управления проектами, авторская модель представляет образовательно-проектный офис в школе как инициирующую и закрепляющую систему выращивания креативного детско-взрослого образовательно-проектного сообщества и организационной среды его деятельности. Выращивание сообщества, по мнению авторов, связано с особой работой в пространстве субъективной реальности обучающегося: 1) в пространстве со-бытийной общности проекта через решение различных типов проектных задач (становление образовательной и проектной субъектности); 2) в совместно распределённой деятельности через инициирование преобразования форм совместности (овладение самой формой организации совместных проектных действий); 3) в пространстве ситуации профессионального выбора посредством проведения систематической рефлексии получаемого опыта и проектирования индивидуальной профессиональной траектории (устойчивый профессиональный выбор).Ключевые слова:экосистема образовательного проектирования, образовательно-проектный офис в старшей школе, детско-взрослое образовательно-проектное сообщество, проектно-образовательная субъектностьБиографии авторов
Юрий Вячеславович Громыко, Институт опережающих исследований «Управление человеческими ресурсами» им. Е. Л. Шифферса, Москва, РоссияДоктор психологических наук, директорЕлена Александровна Тебенькова, Курганский государственный университет, Курган, Россия; Центр содействия социальным инновациям «Технологии изменения и развития», Москва, РоссияДоктор педагогических наук, профессор кафедры фундаментальной экологии, географии и рационального природопользования, Курганский государственный университет; научный руководитель, Центр содействия социальным инновациям «Технологии изменения и развития»Ирина Наильевна Зайцева, Центр содействия социальным инновациям «Технологии изменения и развития»; Фонд поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых учёных «Национальное интеллектуальное развитие», Москва, РоссияДиректор, Центр содействия социальным инновациям «Технологии изменения и развития»; финансовый руководитель проекта, Фонд поддержки научно-проектной деятельности студентов, аспирантов и молодых учёных «Национальное интеллектуальное развитие»Литература
1. Громыко Ю. В. Российская система образования сегодня: решающий фактор развития или путь в бездну? Образование как политическая технология. М. : URSS. 2021. 368 с.
2. Громыко Ю. В. К проблеме создания общенародной школы будущего: синтез предметного и проектного образования // Психологическая наука и образование. 2018. Т. 23, № 1. C. 93–105. DOI 10.17759/pse.2018230108. EDN YUDRQO.
3. Громыко Ю. В., Рубцов В. В., Марголис А. А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. 2020. Т. 16, № 1. С. 57–67. DOI 10.17759/chp.2020160106. EDN QIHFIV.
4. Ананьина Ю. В., Блинов В. И., Сергеев И. С. Образовательная среда: развитие образовательной среды среднего профессионального образования в условиях сетевой кластерной интеграции. М. : Аванглион-Принт, 2012. 152 с. EDN VUMIML.
5. Совместная учебная деятельность и развитие детей : коллективная монография / Под ред. В. В. Рубцова, И. М. Улановской. М. : МГППУ, 2021. 352 с. EDN BMARTE.
6. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе : учеб. пособие. М. : Изд-во ПСТГУ, 2013. 400 с. EDN VRRVVH.
7. Громыко Ю. В., Просекин М. Ю. Обучающая мыследеятельность нового поколения и базовые педагогические компетенции // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14, № 2. С. 100–128. DOI 10.17759/psyedu.2022140207. EDN MGHPMP.
8. Лазарев В. С. Проектная деятельность в школе: неиспользуемые возможности // Вопросы образования. 2015. № 3. С. 292–307. DOI 10.17323/1814-9545-2015-3-292-307. EDN SJDQTX.
9. Агеев В. В., Давыдов В. В., Рубцов В. В. Опробование как механизм построения совместных действий // Психологический журнал. 1985. Т. 6, № 4. С. 120–129. EDN UVMISP.
10. От совместного действия – к конструированию новых социальных общностей: Совместность. Творчество. Образование. Школа (Круглый стол методологического семинара под руководством В. В. Рубцова, Б. Д. Эльконина) // Культурно-историческая психология. 2018. Т. 14, № 3. С. 5–30. DOI 10.17759/chp.2018140301. EDN YBNBTF.
11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М. : ИНТОР, 1996. 542 с. EDN YQOMCU.
12. Керцнер Г. Стратегическое управление в компании. Модель зрелого управления проектами / Пер. с англ. М. : ДМК Пресс, 2010. 320 с. EDN RAYYVN.
13. Зайцева И. Н. Проектный офис как точка входа в образовательный консалтинг // Педагогическая перспектива. 2022. № 1 (5). С. 27–35. DOI 10.55523/27822559_2022_1(5)_27. EDN VUSWPJ.
14. Тращенкова С. А. Общественно-профессиональная экспертиза развития семейно-родовых детско-взрослых сообществ // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 61–1. С. 320–322. EDN YROSTZ.
15. Образовательные возможности развития детско-взрослых взаимоотношений / М. Н. Певзнер, П. А. Петряков, М. В. Александрова, И. А. Донина // Образование: ресурсы развития. Вестник ЛОИРО. 2016. № 1. С. 20–24. EDN WBADGR.
16. Слободчиков В. И. Со-бытийная образовательная общность – источник развития и субъект образования // Новые ценности образования. 2010. № 1 (43). С. 4–13. EDN MBDBYX.
17. Глазунова О. И., Громыко Ю. В. Освоение способов действия как интегральный показатель развития интеллектуальных способностей в обучении: к проблеме построения деятельностной диагностики способностей // Культурно-историческая психология. 2021. Т. 17, № 3. С. 58–68. DOI 10.17759/chp.2021170309. EDN WIGPSQ.
18. Кудрявцев В. Т., Уразалиева Г. К. Становление субъекта деятельности и возможности системы образования // Субъектная и авторская позиция ребенка в образовании. М. : НИИ школьных технологий, 2008. C. 5–16. EDN YKYXXX.
19. Третьякова В. Э. Субъектные особенности малой группы при принятии и исполнении совместных решений (на примере производственных и педагогических коллективов) : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. Воронеж, 2020. 234 с. EDN THWCUG.
20. Громыко Ю. В., Устиловская А. А. О генезисе коллективной субъектности в деятельности технологического кружка (к программе исследований) // Психолого-педагогические исследования. 2023. Т. 15, № 2. C. 155–174. DOI 10.17759/psyedu.2023150209. EDN YTHARE.
21. Тебенькова Е. А. Задача на проектирование в системе учебных задач // Непрерывное образование: XXI век. 2021. № 1 (33). С. 19–30. DOI 10.15393/j5.art.2021.6684. EDN SKRRPT.
22. Громыко Ю. В. Роль взаимопонимания при решении учебных задач в совместной деятельности : дис. … канд. психол. наук : 19.00.07. М., 1985. 168 с.
23. Алексеев Н. Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления : автореф. дис. … д-ра психол. наук : 19.00.13. М., 2002. 36 с.СтатьяПоступила: 25.08.2023
Опубликована: 25.12.2023
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAГромыко, Ю. В., Тебенькова, Е. А., & Зайцева, И. Н. (2023). К проблеме научного подхода создания экосистемы образовательного проектирования в старшей школе. Управление наукой: теория и практика, 5(4), 91–109. https://doi.org/10.19181/smtp.2023.5.4.5РазделМеханизмы и инструменты государственного управления научно-технологической сферой - Елена Александровна Тебенькова Курганский государственный университет, Курган, Россия; Центр содействия социальным инновациям «Технологии изменения и развития», Москва, Россия eashu@mail.ru
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 76221 12.07.2019
Издатель:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Главный редактор
доктор философских наук,
профессор
Институт социологии
ФНИСЦ РАН
Евгений Васильевич Семенов
ISSN 2686-827X (online)
Периодичность: 4 раза в год.
Издается с 2019 года
КОНТАКТЫ:
Адрес: 117218, Москва,
ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5, комната 416
Тел.: +7 (903) 255-90-46
E-mail: eugen.semenov@inbox.ru