Актуальные проблемы ведения междисциплинарных научных семинаров
Научная статья
-
Игорь Сергеевич Иванов
Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; Центр Н. С. Говорова «Адаптация и развитие человека и общества»; Фонд поддержки образования, науки и культуры «Университеты Петербурга», Санкт-Петербург, Россия
polilog@yandex.ru
Elibrary AuthorId 1198533
- Елена Николаевна Чурина Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия info@airussia.ru
Elibrary AuthorId 1198705Для цитированияИванов И. С., Чурина Е. Н. Актуальные проблемы ведения междисциплинарных научных семинаров // Управление наукой: теория и практика. 2023. Том 5. № 2. С. 114-128. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2023.5.2.8 EDN: BUGPCXАннотация
Проведение междисциплинарных научных семинаров в условиях непрерывного процесса дифференциации и интеграции наук, возрастающего объёма научной информации требует новых подходов в их организации. Традиционные методы проведения научных семинаров ограничивают совокупный интеллектуальный потенциал участников и оставляют незавершённой дискуссию в обсуждении заявленных тем. Структура научных семинаров, построенная на основе доминирования позиции докладчика над слушателями, исходно предопределяет их неравноправный статус как субъектов дискуссии. При возрастании числа участников семинара управление экспертно-социальной дискуссией сводится к форме и регламенту, что приводит к коммуникативным барьерам, фактически наделяя большинство слушателей статусом «бессубъектности». Авторы статьи предлагают искать иные подходы к управлению междисциплинарными научными семинарами, исходя из применения полилоговой процедуры и профессиональной идентификации каждого участника как равноправного субъекта общения. Управление ходом экспертно-социальной дискуссии в формате семинара при идентификации и профессиональной самоидентификации участников возможно с применением полилоговых технологий «много-субъектного» взаимодействия, в том числе и с использованием инструментов цифровизации процесса. В «новой ненормальной реальности» кризис современной российской науки актуализирует разработку нового методологического инструментария и информационно-коммуникативных подходов для организации экспертно-социальной дискуссии в формате междисциплинарного научного семинара.Ключевые слова:междисциплинарная научная коммуникация, экспертно-социальная дискуссия, научно-общественный полилог, идентификация участника семинараБиографии авторов
Игорь Сергеевич Иванов, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; Центр Н. С. Говорова «Адаптация и развитие человека и общества»; Фонд поддержки образования, науки и культуры «Университеты Петербурга», Санкт-Петербург, РоссияАспирант, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; Председатель Центра Н. С. Говорова «Адаптация и развитие человека и общества»; директор, Фонд поддержки образования, науки и культуры «Университеты Петербурга», Санкт-Петербург, РоссияЕлена Николаевна Чурина, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, РоссияАспирант, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики; эксперт Научно-экспертного совета рабочей группы Совета Федераций Федерального Собрания РФЛитература
1. Семёнов Е. В. О задаче возвращения профессионалов в систему управления наукой // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2, № 2. С. 93–116. DOI 10.19181/smtp.2020.2.2.4. EDN EEOGQP.
2. Успенский В. А. Труды по нематематике. С приложением семиотических посланий А. Н. Колмоговорова к автору и его друзьям. В 2 т. Т. 1. М. : ОГИ, 2002. 582 с.
3. Шрёдингер Э. Что такое жизнь? Физический аспект живой клетки. М. – Ижевск : НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2002. 92 с.
4. Емельянова Ю. П. Междисциплинарные семинары – плодотворная форма научного сотрудничества / Ю. П. Емельянова, Н. А. Пакшина // Приволжский научный вестник. 2013. № 12 (28), ч. 2. С. 113–116. EDN RTDEOR.
5. Шафранов-Куцев Г. Ф. Новые ориентиры модернизации профессионального образования в условиях информационного взрыва // Образование и наука. 2012. № 4. С. 25–38. EDN OXHBFT.
6. Зачем нужны научные семинары // Академическая среда. Окна роста. 2017. № 4 (49). НИУ «Высшая школа экономики» : [сайт]. URL: https://www.hse.ru/data/2017/05/04/1171442949/Academ_area_49.pdf (дата обращения: 01.10.2022).
7. Харламова И. Ю. Организация научно-методических семинаров в вузе // Базис. 2022. № 1 (11). С. 39–41. EDN YJPILW.
8. Семме Т. О трансдисциплинарном подходе в актуальных исследованиях // Санкт-Петербургский университет : [сайт]. 30.05.2013. № 8 (3866). URL: http://journal.spbu.ru/?p=10452 (дата обращения: 05.10.2022).
9. Шупер В. А. Севший голос науки. Взгляд из Отечества // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2, № 1. С. 40–53. DOI 10.19181/smtp.2020.2.1.2. EDN GGYOVW.
10. Абалкина А. А. Как избежать журналов-клонов? Рекомендации для журналов и авторов // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3, № 3. С. 183–192. DOI 10.19181/smtp.2021.3.3.9. EDN QTCCME.
11. Стерлигов И. А. Российский конференционный взрыв: масштабы, причины, дальнейшие действия // Управление наукой: теория и практика. 2021. Т. 3, № 2. С. 222–251. DOI: 10.19181/smtp.2021.3.2.10. EDN GLTVFT
12. Говоров Н. С. Научно-общественный полилог // Тетрасоциология: от социологического воображения через диалог к универсальным ценностям и гармонии : сб. ст. Л. М. Семашко [и др.] ; под ред. В. В. Кавторин. СПб: СПБГПУ, 2003. С. 110–115.
13. Науки о человеке: история дисциплин : коллект. моногр. / сост. и отв. ред. А. Н. Дмитриев, И. М. Савельева ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 651 с.
14. Лепский В. Е. Эволюция представлений об управлении (методологический и философский анализ). М. : Когито-Центр, 2015. 107 с. EDN UQRIZN.
15. Пригожин А. И. Дезорганизация: Причины, виды, преодоление. М. : Альпина Бизнес Букс, 2007. 402 с.
16. Покровская Н. Н. Рациональность экономического поведения // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2007. Т. 9, № 46. С. 128–137. EDN KZRGXX.
17. Пригожин А. И. Качество целей // Общественные науки и современность. 2010. № 1. С. 114–125. EDN LKQCZF.
18. Тихонов А. В. Социология управления. Теоретические основы. М. : Канон+, 2009. 472 c.
19. Стёпин В. С. Теоретическое знание. М. : Прогресс-Традиция, 2003. 744 с.
20. Ядов В. А. Социальные и социально-психологические механизмы формирования социальной идентичности личности // Мир России. 1995. № 3–4. С. 158–181. EDN TSKDIW.СтатьяПоступила: 17.10.2022
Опубликована: 27.06.2023
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAИванов, И. С., & Чурина, Е. Н. (2023). Актуальные проблемы ведения междисциплинарных научных семинаров. Управление наукой: теория и практика, 5(2), 114-128. https://doi.org/10.19181/smtp.2023.5.2.8РазделНаучное сообщество - Елена Николаевна Чурина Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики, Санкт-Петербург, Россия info@airussia.ru
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 76221 12.07.2019
Издатель:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Главный редактор
доктор философских наук,
профессор
Институт социологии
ФНИСЦ РАН
Евгений Васильевич Семенов
ISSN 2686-827X (online)
Периодичность: 4 раза в год.
Издается с 2019 года
КОНТАКТЫ:
Адрес: 117218, Москва,
ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5, комната 416
Тел.: +7 (903) 255-90-46
E-mail: eugen.semenov@inbox.ru