Научное сообщество между растерянностью и реакционностью
Научная статья
-
Вячеслав Александрович Шупер
Институт географии РАН, Москва, Россия; Университет Бернардо О’Хиггинса, Сантьяго, Чили
vshuper@yandex.ru
ORCID https://orcid.org/0000-0001-9096-3211
Elibrary AuthorId 59646Для цитированияШупер В. А. Научное сообщество между растерянностью и реакционностью // Управление наукой: теория и практика. 2022. Том 4. № 3. С. 171-188. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2022.4.3.12 EDN: JELRYK
Аннотация
Попытки уйти от обсуждения катастрофического положения в науке и высшей школе могут иметь самые тяжёлые последствия для страны в военное время. Самая важная цель спецоперации на Украине – национализация элит. Национализировать научное сообщество с очевидностью не удалось. Зашкаливающий процент неодобрения СВО среди работников науки (85%) – вполне адекватная оценка политики в области науки и высшего образования. Наследие В. И. Вернадского приобретает сейчас особое значение. Будучи потомственным противником самодержавия, а в советские времена – отважным критиком власти и засилья официальной идеологии, великий учёный чётко разделял власть и страну, что позволяло ему всегда стоять на патриотических, государственнических позициях, ставя во главу угла фундаментальные национальные интересы, неизменные при любой власти. Если плановое хозяйство в его советском изводе выросло на отечественной почве, то всё худшее, что губит науку, грубо деформируя ценностную ориентацию учёных и уничтожая институт репутаций, пришло с Запада. В области науки Запад в наибольшей степени ещё сохраняет доминирование,существенно утратив позиции в других областях – экономике, политике, идеологии, военной мощи. Прозападная ориентация большей части нашего научного сообщества обусловлена именно этим доминированием, а не преданностью великим идеалам науки, которые на Западе были преданы существенно раньше, чем у нас. Эти идеалы требуют в максимальной степени разводить науку и политику, на практике же наблюдается стремление к их смешению. Революционные преобразования в стране не только открывают перед наукой огромный фронт работ, но позволят ей резко повысить свой социальный статус. Однако это требует от учёных решительного возвращения из внутренней эмиграции. Необходим переход не на сторону власти, а в конструктивную оппозицию. Последняя предполагает тесное сотрудничество с властью в одних вопросах при её резкой критике в других.Ключевые слова:В. И. Вернадский, научное сообщество, этический фундамент науки, национализация элит, конструктивная оппозицияБиография автора
Вячеслав Александрович Шупер, Институт географии РАН, Москва, Россия; Университет Бернардо О’Хиггинса, Сантьяго, ЧилиДоктор географических наук, профессор, ведущий научный сотрудник, Институт географии РАН; ассоциированный профессор, Университет Бернардо О’ХиггинсаЛитература
1. Вернадский В. И. Война и прогресс науки // Вернадский В. И. Избранные труды. М. : РОССПЭН, 2010. С. 373–384.
2. Вернадский В. И. О задачах и организации прикладной научной работы Академии наук СССР // Вернадский В. И. О науке. Т. II. Научная деятельность. Научное образование. СПб. : Изд-во РХГИ, 2002. С. 398–436.
3. Полтерович В. М. Реформа РАН: экспертный анализ. Статья 1. Реформа РАН: проект Минобрнауки // Общественные науки и современность. 2014. № 1. С. 5–28. EDN: RZUCNH.
4. Шупер В. А. Севший голос науки. Взгляд из Отечества // Управление наукой: теория и практика. 2020. Т. 2. № 1. С. 40–53. DOI: 10.19181/smtp.2020.2.1.2. EDN: GGYOVW.
5. Лукин А. В. Право на безумие // Россия в глобальной политике. 2021. Т. 19. № 5 (111). С. 172–192. DOI: 10.31278/1810-6439-2021-19-5-172-192. EDN: POQUDH.
6. Левин А. Е. Миф. Технология. Наука // Природа. 1977. № 3. С. 88–101.
7. Chu J. S. G. Slowed canonical progress in large fields of science / J. S. G. Chu, J. A. Evans // PNAS. 2021. Vol. 118, № 41. DOI: 10.1073/pnas.2021636118.
8. Юнусов Р. Р. Большие цели, свобода научного творчества и университеты будущего / Р. Р. Юнусов, А. К. Федоров, Ф. А. Лукьянов // Россия в глобальной политике. 2022. Т. 20. № 4 (116). С. 86–94. DOI: 10.31278/1810-6439-2022-20-4-86-94. EDN: IDYUEH.
9. Вернадский В. И. 1911 год в истории русской умственной культуры // Вернадский В. И. Избранные труды. М. : РОССПЭН, 2010. С. 250–269.СтатьяПоступила: 28.06.2022
Опубликована: 26.09.2022
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAШупер, В. А. (2022). Научное сообщество между растерянностью и реакционностью. Управление наукой: теория и практика, 4(3), 171-188. https://doi.org/10.19181/smtp.2022.4.3.12РазделНаучное сообщество