К вопросу о воспроизводстве научных кадров

Научная статья
  • Светлана Юрьевна Демиденко Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра; Государственный академический университет гуманитарных наук, Москва, Россия demidsu@yandex.ru
    Elibrary AuthorId 880809
Для цитирования
Демиденко С. Ю. К вопросу о воспроизводстве научных кадров // Управление наукой: теория и практика. 2021. Том 3. № 4. С. 65-73. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.4.8

Аннотация

Один из приоритетных вопросов развития научно-технологической сферы страны – воспроизводство и повышение роли человеческого капитала в инновационной экономике. Обсуждаются трудности становления учёного в современных российских условиях. Подчёркивается особая роль семьи в старте научной карьеры и снижение институциональной поддержки государства. Рассмотрены внутренние и внешние факторы, тормозящие процесс воспроизводства научно-исследовательских кадров. В числе ключевых из них – общее падение авторитета науки в стране, её престижа, что сказывается на мотивационной составляющей молодёжи при выборе профессии учёного. Показано,  что создание оптимальных условий – как материальной поддержки, так и поддержания среды и сохранения ценностей интеллектуального труда, – а также наличие перспектив развития в профессии  для молодёжи являются важными составляющими процесса воспроизводства научных кадров.
Ключевые слова:
научные кадры, человеческий капитал, аспирантура, инновационная экономика, научные школы, молодые ученые

Биография автора

Светлана Юрьевна Демиденко, Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра; Государственный академический университет гуманитарных наук, Москва, Россия
Научный сотрудник, Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН; ответственный секретарь журнала «Социологические исследования»; старший преподаватель, Государственный академический университет гуманитарных наук

Литература

1. Вольчик В. В. Дискурсы о социальных барьерах российской (контр)инновационной системы: реальность или нарратив? // Социологические исследования. 2021. № 10. С. 61–71.

2. Попова И. П. Формирование карьерного старта в науке: влияние семьи и социального контекста // Социологические исследования. 2021. № 12 (в печати).

3. Зборовский Г. Е. Образовательная неуспешность российского студенчества: социологическая интерпретация проблемы / Г. Е. Зборовский, П. А. Амбарова // Социологические исследования. 2021. № 3. С. 17–27. DOI: 10.31857/S013216250012904-7.

4. Ключарев Г. А. «Разрыв» образования и рынка труда: мнения экспертов // Социологические исследования. 2015. № 11. С. 49–56.

5. Дежина И. Г. Российское образование для инновационной экономики: «болевые точки» / И. Г. Дежина, Г. А. Ключарев // Социологические исследования. 2018. № 9. С. 40–48. DOI: 10.31857/S013216250001957-5.

6. Бедный Б. И. Российская аспирантура в образовательном поле: междисциплинарный дискурс / Б. И. Бедный, Н. В. Рыбаков, М. Б. Сапунов // Социологические исследования. № 9. 2017. С. 125–134. DOI: 10.7868/S0132162517090148.

7. Смирнов Р. Г. О показателях социальной мобильности аспирантов // Социологические исследования. 2021. № 9. С. 132-136. DOI: 10.31857/S013216250014683-4.

8. Черныш М. Ф. И снова модернизация: в поисках концептуальной схемы // Социологические исследования. 2021. № 7. С. 3–13. DOI: 10.31857/S013216250014946-3.

9. Мирский Э. М. Человеческое измерение НТП / Э. М. Мирский, Б. Г. Юдин // Наука. Инновации. Образование. 2011. Вып. 10. С. 25–45.

10. Мирский Э. М. Социология науки – новые вызовы // Наука. Инновации. Образование. 2012. Вып. 11. С. 7–23.
Статья

Поступила: 15.11.2021

Опубликована: 29.12.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Демиденко, С. Ю. (2021). К вопросу о воспроизводстве научных кадров. Управление наукой: теория и практика, 3(4), 65-73. https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.4.8