Методологическая карта как новый элемент диагностики системы подготовки кадров для современной экономики
Научная статья
-
Михаил Яковлевич Креер
Финансовый Университет при Правительстве РФ, Москва, Россия
mkreer@mail.ru
ORCID https://orcid.org/0000-0002-9809-0512
Elibrary AuthorId 683240
- Татьяна Валерьевна Сказочкина Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия tanyaskaz@mail.ru
Elibrary AuthorId 912127- Александр Викторович Сказочкин Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Москва, Россия avskaz@rambler.ru ORCID https://orcid.org/0000-0002-6585-3026
Elibrary AuthorId 42809ResearcherID AAH-8671-2019Для цитированияКреер М. Я., Сказочкина Т. В., Сказочкин А. В. Методологическая карта как новый элемент диагностики системы подготовки кадров для современной экономики // Управление наукой: теория и практика. 2021. Том 3. № 3. С. 45-60. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.3.2Аннотация
Статья посвящена анализу возможностей и описанию методологической карты, являющейся российским аналогом «индивидуальной ячейки» учащегося и хорошо себя зарекомендовавшей в США. Методологическая карта отражает статический профиль способностей обучаемого и при периодическом заполнении представляет динамически развивающуюся траекторию профессиональной направленности, независимо от профильности. В настоящее время общей является потребность экономики в высококлассных специалистах на основе отбора учащихся, способных к освоению сложных, наукоёмких технологий, имеющих явный потенциал профессионального роста и личностного развития. Одновременно можно констатировать отсутствие развитой взаимосвязи между системой образования и системой профориентации, что стратегически может приводить к проблемам в обеспечении профессиональными кадрами наиболее технологически развитых сегментов экономики. В то же время существует положительный международный опыт решения этой проблемы, элементы которого можно адаптировать к сложившейся российской системе. В статье представлена сущность и дано описание возможностей методологической карты, разработанной сотрудниками Фонда имени М. В. Ломоносова и являющейся аналогом «индивидуальной ячейки», разработанной в США. Методологическая карта представляет собой информацию об уровне нескольких видов компетенции любого обучающегося. Для работы с такой картой преподавателю необходимо расширить свою компетенцию и стать экспертом-тестологом, обладающим достаточным уровнем тестологической компетенции. Очевидным достоинством методологической карты является лёгкость её цифровой обработки, аккумуляция информации об обучаемом в централизованных базах данных. Методологическая карта после соответствующей модернизации может быть базовым вариантом при подготовке специалистов высшей квалификации, выбравших путь учёного. Развитие подобной системы диагностики имеет значительные положительные черты, самой явной из которых является способность обеспечить связь содержания образования с кадровыми потребностями общества и государства и – как результат – обеспечить их устойчивое социально-экономическое развитие.Ключевые слова:кадровая политика, система диагностики, методологическая карта, система профориентации, тестологическая компетенцияБиографии авторов
Михаил Яковлевич Креер, Финансовый Университет при Правительстве РФ, Москва, РоссияКандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедройТатьяна Валерьевна Сказочкина, Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, РоссияКандидат педагогических наук, преподавательАлександр Викторович Сказочкин, Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН, Москва, РоссияКандидат физико-математических наук, PhD (Engineering), старший научный сотрудникЛитература
1. Большие идеи для содержания образования / М. В. Гасинец, Н. А. Авдеенко, А. М. Михайлова, О. Д. Фёдоров, Т. В. Пащенко. Кн. 47: Современная аналитика образования. Вып. 17. М. : НИУ ВШЭ, 2020.
2. Игорь Реморенко: Новое содержание образования – Идея больших идей // Эврика : [сайт]. 2020. 13 мая. URL: https://eurekanet.ru/tpost/sbd8d7lduk-igor-remorenko-novoe-soderzhanie-obrazov (дата обращения: 20.07.2021).
3. Персонализированная модель образования с использованием цифровой платформы / Д. С. Ермаков, П. Н. Кириллов, Н. И. Корякина, С. А. Янкевич. Под ред. Е. И. Казаковой. М., 2020. 44 с.
4. Современная оценка образовательных достижений учащихся : Методическое пособие / Науч. ред. : И. В. Муштавинская, Е. Ю. Лукичева. СПб. : КАРО, 2015. 304 с.
5. Толстогузов С. Н. Опыт профориентационной работы за рубежом // Образование и наука. 2015. № 1 (120). С. 151–165.
6. Кравец О. Ю. Вопрос профориентации в системе образования США // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2019. № 11 (39). С. 80–84.
7. Сказочкин А. В. Организационные формы зарубежного инновационного образования: тенденции, методы, практика / А. В. Сказочкин, И. И. Игнатов. Калуга : Эйдос, 2015. 180 с.
8. Hobbs B. B. School-community agency collaboration: implications for the school counselor / B. B. Hobbs, B. B. Collison // The School Counselor. 1995. Vol. 43, № 1. P. 58–65.
9. Ireh M. Career development theories and their implications for high school career guidance and counseling // The High School Journal. 2000. Vol. 83, № 2. P. 28–40.СтатьяПоступила: 24.04.2021
Опубликована: 28.09.2021
Форматы цитированияДругие форматы цитирования:
APAКреер, М. Я., Сказочкина, Т. В., & Сказочкин, А. В. (2021). Методологическая карта как новый элемент диагностики системы подготовки кадров для современной экономики. Управление наукой: теория и практика, 3(3), 45-60. https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.3.2РазделМеханизмы и инструменты государственного управления научно-технологической сферой - Татьяна Валерьевна Сказочкина Академическая гимназия им. Д. К. Фаддеева Санкт-Петербургского государственного университета, Санкт-Петербург, Россия tanyaskaz@mail.ru
Свидетельство о регистрации СМИ:
ЭЛ № ФС 77 - 76221 12.07.2019
Издатель:
Институт социологии ФНИСЦ РАН
Главный редактор
доктор философских наук,
профессор
Институт социологии
ФНИСЦ РАН
Евгений Васильевич Семенов
ISSN 2686-827X (online)
Периодичность: 4 раза в год.
Издается с 2019 года
КОНТАКТЫ:
Адрес: 117218, Москва,
ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5, комната 416
Тел.: +7 (903) 255-90-46
E-mail: eugen.semenov@inbox.ru