Концентрация человеческого капитала в исследовательских университетах как основа конкурентоспособности образовательных систем и её отражение в глобальных рейтингах университетов
Научная статья
Для цитирования
Акоев М. А., Валеева М. В., Яблоков Е. Б. Концентрация человеческого капитала в исследовательских университетах как основа конкурентоспособности образовательных систем и её отражение в глобальных рейтингах университетов // Управление наукой: теория и практика. 2021. Том 3. № 2. С. 137-160. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.2.6
Аннотация
Статья предлагает подход к оценке роли исследовательских университетов в национальном научно-технологическом развитии. Авторами проведён анализ уровня концентрации человеческого капитала в ведущих исследовательских университетах мира и их вклада в формирование нового научного знания. Показано, что правительства многих государств в последние десятилетия работают над формированием национальных сетей конкурентоспособных исследовательских университетов мирового уровня в рамках программ академического превосходства. Проанализирован опыт Франции (COMUE), Германии (Excellence Strategy), Республики Кореи (Brain Korea) и Китая (Double First World Class). Показано, что ключевые глобальные рейтинги университетов базируются на модели исследовательского университета, а изменения в них отражают усилия национальных правительств по концентрации человеческого капитала в ведущих исследовательских вузах. На примере оценки экономической эффективности университетов Russell Group (Великобритания) продемонстрировано влияние третьей миссии университета на национальную экономику и общество. Ведущие исследовательские университеты рассматриваются как основа для обеспечения перспективных потребностей национальной экономики в кадрах высокой квалификации, новом научном знании, технологиях и инновациях, которые необходимы для ускорения темпов научно-технологического и социально-экономического развития.
Ключевые слова:
концентрация человеческого капитала, исследовательские университеты, научные исследования и разработки, глобальная конкурентоспособность, рейтинги университетов
Литература
1. Johnes, J. (2018). University rankings: What do they really show? Scientometrics. Vol. 115, No. 1. Pp. 585–606. DOI: 10.1007/s11192-018-2666-1.
2. Tasopoulou, K. and Tsiotras G. (2017). Benchmarking towards excellence in higher education. Benchmarking: An International Journal. Vol. 24, No. 3. Pp. 617–634. DOI: 10.1108/BIJ-03-2016-0036.
3. Selten, F., Neylon, C., Huang, C.-K. and Groth, P. (2020). A longitudinal analysis of university rankings. Quantitative Science Studies. Vol. 1, No. 3. Pp. 1109–1135. DOI: https://doi.org/10.1162/qss_a_00052.
4. Salmi, J. (2016). Excellence Initiatives to Create World-Class Universities. International Higher Education. No. 87. DOI: 10.6017/ihe.2016.87.9506.
5. Altbach, P. G. (2012). The Globalization of College and University Rankings. Change: The Magazine of Higher Learning. Vol. 44, No. 1. Pp. 26–31. DOI: https://doi.org/10.1080/00091383.2012.636001.
6. Olcay, G. A. and Bulu, M. (2017). Is measuring the knowledge creation of universities possible? A review of university rankings. Technological Forecasting and Social Change. Vol. 123. Pp. 153–160. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2016.03.029.
7. Vernon, M. M., Balas, E. A. and Momani, S. (2018). Are university rankings useful to improve research? A systematic review. PLOS ONE. Vol. 13, No. 3. P. e0193762. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0193762.
8. Erkkilä, T. and Piironen, O. (2020). Trapped in university rankings: bridging global competitiveness and local innovation. International Studies in Sociology of Education. Vol. 29, No. 1–2. Pp. 38–60. DOI: https://doi.org/10.1080/09620214.2019.1634483.
9. Salmi, J. (2009). The Challenge of Establishing World-class Universities. World Bank Publications. 136 p. ISBN: 978-0-8213-7876-2.
10. Musselin, C. (2018). New forms of competition in higher education1. Socio-Economic Review. Vol. 16, No. 3. Pp. 657–683. DOI: 10.1093/ser/mwy033.
11. Rauhvargers, A. (2013). Global university rankings and their impact: report 2. Brussels: European University Association. ISBN: 978-90-78997-41-2.
12. Hazelkorn, E. (2015). Rankings and the Reshaping of Higher Education: The Battle for World-Class Excellence. Palgrave Macmillan UK. DOI: https://doi.org/10.1057/9781137446671.
13. Wihlborg, M. and Robson, S. (2018). Internationalisation of higher education: drivers, rationales, priorities, values and impacts. European Journal of Higher Education. Vol. 8, No. 1. Pp. 8–18. DOI: https://doi.org/10.1080/21568235.2017.1376696.
14. Economic Impact of Russell Group Universities. (2017). London: London Economics. 63 P. URL: https://russellgroup.ac.uk/news/economic-impact-of-russell-group-universities/ (accessed 10.05.2020).
15. HESA – Experts in higher education data and analysis. URL: http://web.archive. org/web/20210426095617/https://www.hesa.ac.uk/ (accessed 26.04.2021).
16. Education at a Glance 2020: OECD Indicators (2020). Paris: OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/69096873-en.
17. Loi relative à l’enseignement supérieur et à la recherche. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT000027735009/ (дата обращения: 02.12.2020).
18. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017: The digital transformation (2017). Paris: OECD Publishing. http://dx.doi.org/10.1787/9789264268821-en.
19. The Global Innovation Index 2020: Who Will Finance Innovation? (2020). Ithaca, Fontainebleau, and Geneva: Cornell University, INSEAD, and WIPO. ISBN 978-2-38192-000-9.
2. Tasopoulou, K. and Tsiotras G. (2017). Benchmarking towards excellence in higher education. Benchmarking: An International Journal. Vol. 24, No. 3. Pp. 617–634. DOI: 10.1108/BIJ-03-2016-0036.
3. Selten, F., Neylon, C., Huang, C.-K. and Groth, P. (2020). A longitudinal analysis of university rankings. Quantitative Science Studies. Vol. 1, No. 3. Pp. 1109–1135. DOI: https://doi.org/10.1162/qss_a_00052.
4. Salmi, J. (2016). Excellence Initiatives to Create World-Class Universities. International Higher Education. No. 87. DOI: 10.6017/ihe.2016.87.9506.
5. Altbach, P. G. (2012). The Globalization of College and University Rankings. Change: The Magazine of Higher Learning. Vol. 44, No. 1. Pp. 26–31. DOI: https://doi.org/10.1080/00091383.2012.636001.
6. Olcay, G. A. and Bulu, M. (2017). Is measuring the knowledge creation of universities possible? A review of university rankings. Technological Forecasting and Social Change. Vol. 123. Pp. 153–160. DOI: https://doi.org/10.1016/j.techfore.2016.03.029.
7. Vernon, M. M., Balas, E. A. and Momani, S. (2018). Are university rankings useful to improve research? A systematic review. PLOS ONE. Vol. 13, No. 3. P. e0193762. DOI: https://doi.org/10.1371/journal.pone.0193762.
8. Erkkilä, T. and Piironen, O. (2020). Trapped in university rankings: bridging global competitiveness and local innovation. International Studies in Sociology of Education. Vol. 29, No. 1–2. Pp. 38–60. DOI: https://doi.org/10.1080/09620214.2019.1634483.
9. Salmi, J. (2009). The Challenge of Establishing World-class Universities. World Bank Publications. 136 p. ISBN: 978-0-8213-7876-2.
10. Musselin, C. (2018). New forms of competition in higher education1. Socio-Economic Review. Vol. 16, No. 3. Pp. 657–683. DOI: 10.1093/ser/mwy033.
11. Rauhvargers, A. (2013). Global university rankings and their impact: report 2. Brussels: European University Association. ISBN: 978-90-78997-41-2.
12. Hazelkorn, E. (2015). Rankings and the Reshaping of Higher Education: The Battle for World-Class Excellence. Palgrave Macmillan UK. DOI: https://doi.org/10.1057/9781137446671.
13. Wihlborg, M. and Robson, S. (2018). Internationalisation of higher education: drivers, rationales, priorities, values and impacts. European Journal of Higher Education. Vol. 8, No. 1. Pp. 8–18. DOI: https://doi.org/10.1080/21568235.2017.1376696.
14. Economic Impact of Russell Group Universities. (2017). London: London Economics. 63 P. URL: https://russellgroup.ac.uk/news/economic-impact-of-russell-group-universities/ (accessed 10.05.2020).
15. HESA – Experts in higher education data and analysis. URL: http://web.archive. org/web/20210426095617/https://www.hesa.ac.uk/ (accessed 26.04.2021).
16. Education at a Glance 2020: OECD Indicators (2020). Paris: OECD Publishing. https://doi.org/10.1787/69096873-en.
17. Loi relative à l’enseignement supérieur et à la recherche. URL: https://www.legifrance.gouv.fr/loda/id/JORFTEXT000027735009/ (дата обращения: 02.12.2020).
18. OECD Science, Technology and Industry Scoreboard 2017: The digital transformation (2017). Paris: OECD Publishing. http://dx.doi.org/10.1787/9789264268821-en.
19. The Global Innovation Index 2020: Who Will Finance Innovation? (2020). Ithaca, Fontainebleau, and Geneva: Cornell University, INSEAD, and WIPO. ISBN 978-2-38192-000-9.
Статья
Поступила: 21.04.2021
Опубликована: 29.06.2021
Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:
APA
Акоев, М. А., Валеева, М. В., & Яблоков, Е. Б. (2021). Концентрация человеческого капитала в исследовательских университетах как основа конкурентоспособности образовательных систем и её отражение в глобальных рейтингах университетов. Управление наукой: теория и практика, 3(2), 137-160. https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.2.6
Раздел
Наука в зеркале наукометрии