Система послевузовского образования в Республике Беларусь: особенности институционализации и основные тенденции развития

Научная статья
  • Михаил Иванович Артюхин Институт социологии Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь art47@mail.ru ORCID https://orcid.org/0000-0003-4458-5576
  • Элла Михайловна Щурок Институт социологии Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь ella_1@tut.by ORCID https://orcid.org/0000-0002-4395-300X
  • Сергей Александрович Пушкевич Институт социологии Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь pushkevich@gmail.com ORCID https://orcid.org/0000-0003-3087-3876
Для цитирования
Артюхин М. И., Щурок Э. М., Пушкевич С. А. Система послевузовского образования в Республике Беларусь: особенности институционализации и основные тенденции развития // Управление наукой: теория и практика. 2021. Том 3. № 2. С. 40-56. DOI: https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.2.2

Аннотация

В статье рассмотрены особенности системы послевузовского образования в Республике Беларусь, характерные черты её институционализации как уровня образования и основные тенденции её развития. Показано, что трансформация послевузовского образования в постсоветский периодимела эволюционный характер и не привела к радикальному отказу от советской модели двухуровневой ступени – аспирантура и докторантура – и учёных степеней кандидата и доктора наук, как это случилось в Казахстане. Проведён анализ динамики основных показателей деятельности республиканской аспирантуры и докторантуры за период 2015–2019 гг. Определено, что ведущие позиции в сфере подготовки научных кадров высшей квалификации принадлежат организациям Министерства образования. И напротив, НАН Беларуси теряет свою лидирующую роль в кадровом обеспечении инновационного развития экономики страны. Отмечено, что в системе послевузовского образования не преодолены диспропорции в отраслевой специализации обучающихся в республиканской аспирантуре и докторантуре в соответствии с приоритетными направлениями науки и технологий. Сделан вывод о необходимости разработки комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности системы послевузовского образования, расширение подготовки научных кадров высшей квалификации для развития высокотехнологичных производств, относящихся к V и VI технологическим укладам экономики, усиления кооперационных связей между научными организациями, учреждениями образования и производственными предприятиями в целях решения проблемы кадрового обеспечения организаций отраслевой науки.
Ключевые слова:
послевузовское образование, аспирантура, докторантура, соискательство, научные кадры высшей квалификации, отрасли науки, учреждения послевузовского образования

Биографии авторов

Михаил Иванович Артюхин, Институт социологии Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь
Кандидат философских наук, доцент, заведующий Центром мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров
Элла Михайловна Щурок, Институт социологии Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь
Научный сотрудник Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров
Сергей Александрович Пушкевич, Институт социологии Национальной академии наук Беларуси, Минск, Республика Беларусь
Научный сотрудник Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров

Литература

1. Сутурин А. К. Применение автоматизированной информационно-аналитической системы мониторинга подготовки научных работников высшей квалификации для анализа динамики развития послевузовского образования в Республике Беларусь / А. К. Сутурин, Н. А. Никоненко // Цифровая трансформация. 2018. № 2 (3). С. 54–57.

2. Наука и инновационная деятельность в Республике Беларусь: Статистический сборник. Минск : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2020. 125 с.

3. О состоянии и перспективах развития науки в Республике Беларусь по итогам 2019 года: Аналитический доклад / Под ред. А. Г. Шумилина, В. Г. Гусакова. Минск : ГУ «БелИСА», 2020. 396 с.
Статья

Поступила: 16.06.2021

Опубликована: 25.06.2021

Форматы цитирования
Другие форматы цитирования:

APA
Артюхин, М. И., Щурок, Э. М., & Пушкевич, С. А. (2021). Система послевузовского образования в Республике Беларусь: особенности институционализации и основные тенденции развития. Управление наукой: теория и практика, 3(2), 40-56. https://doi.org/10.19181/smtp.2021.3.2.2
Раздел
Механизмы и инструменты государственного управления научно-технологической сферой