https://science-practice.ru/index.php/science/issue/feedУправление наукой: теория и практика2025-07-01T20:16:43+03:00Евгений Васильевич Семёнов (Evgeny V. Semenov)eugen.semenov@inbox.ruOpen Journal Systems<p><strong>Название</strong>: «Управление наукой: теория и практика».</p> <p>ISSN 2686-827X (online)</p> <p><strong>Периодичность</strong>: 4 раза в год. Издается с 2019 года.</p> <p><strong>Главный редактор</strong> – <a href="https://www.isras.ru/pers_about.html?id=1898" target="_blank" rel="noopener">Е. В. Семёнов</a>, доктор философских наук, профессор.</p> <p><strong>Издатель</strong>: <a href="https://www.fnisc.ru/" target="_blank" rel="noopener">ФНИСЦ РАН</a>.</p> <p><strong>Индексация</strong>: <a href="https://www.elibrary.ru/title_about_new.asp?id=74217" target="_blank" rel="nofollow noopener">РИНЦ</a>, <a href="https://journals.rcsi.science/2686-827X/" target="_blank" rel="nofollow noopener">РЦНИ</a>, <a href="https://www.isras.ru/smtp.html" target="_blank" rel="noopener">Институт социологии ФНИСЦ РАН</a>, <a href="https://cyberleninka.ru/journal/n/upravlenie-naukoy-teoriya-i-praktika" target="_blank" rel="nofollow noopener">«КиберЛенинка»</a>, <a href="http://ukros.ru/?s=%22Управление+наукой%22" target="_blank" rel="nofollow noopener">«Большая Евразия»</a>, <a href="https://scinetwork.ru/periodicals/782/" target="_blank" rel="nofollow noopener">SciNetwork</a>, <a href="https://search.crossref.org/search/works?q=2686-827X&from_ui=yes" target="_blank" rel="nofollow noopener">CrossRef</a>, <a href="https://scholar.google.com/scholar?as_sdt=2007&q=%22Science+Management:+Theory+and+Practice%22" target="_blank" rel="nofollow noopener">Google Scholar</a> и др.</p> <p>Включен в <a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&name=91107547002&f=23267#page=1136" target="_blank" rel="nofollow noopener">Перечень ВАК</a>, <a href="https://vak.minobrnauki.gov.ru/uploader/loader?type=19&name=92685697002&f=22779#page=39" target="_blank" rel="nofollow noopener">категория К2</a>.</p> <p><strong>Рецензирование</strong>: двойное слепое.</p> <p>Журнал открытого доступа</p>https://science-practice.ru/index.php/science/article/view/445О нестыковках на «стыках наук» и необходимости комплексных исследований2025-06-25T00:04:13+03:00Евгений Васильевич Семёновeugen.semenov@inbox.ru<p>Научное производство является сложным объектом управления из-за его специфичности. Спецификой обладают все составляющие научного цикла – производство, распределение, обмен и потребление научного знания. Производство научного знания является не тиражированием или масштабированием одного и того же продукта, а генерированием обязательно нового знания, т. е. единичного, уникального продукта. Распределение научного знания в сфере фундаментальных исследований заключается не в ограничении доступа к знанию, а в его широком распространении («видимость», «цитируемость»). Обмен научным знанием не предполагает его отчуждение от автора или носителя в пользу получателя, т. к. знание при акте обмена, появляясь у получателя, остаётся при этом и у прежнего носителя. Потребление научного знания не предполагает его исчезновения в процессе потребления, знание сохраняется при сколь угодно большом числе актов его потребления. Организация научного производства и управление таким своеобразным производством, адекватные его природе, неизбежно должны отличаться от организации производства материальных благ. Из этого проистекает множество конкретных проблем, требующих своего учёта в процессе организации научного производства.</p>2025-06-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://science-practice.ru/index.php/science/article/view/446Предвидимое будущее: выстраивание политики и стратегии перехода2025-07-01T11:36:31+03:00Андрей Георгиевич Фонотовfonotov.ag@gmail.com<p>Для решения масштабных задач, реализация которых охватывает значительные временные периоды, в качестве основных инструментов планирования выступают стратегии и политики. Каждая из них имеет строгий научный и управленческий смысл, являясь важной составляющей поэтапного процесса принятия решений и формирования рациональной системы действий. При этом представленный обзор литературы свидетельствует, что существующие дефиниции стратегии, политики, концепции, плана и программы используют одни и те же базовые понятия, являя собой пример циклических определений. Это делает их неотличимыми друг от друга, игнорируя их разную онтологию, инструментальную специфику и место в системе разработки плановых перспектив. В статье предлагаются определения политики и стратегии, на базе которых формируется подход к разграничению их сфер активности, показаны различия функций в системе стратегирования и методы интерактивной взаимоувязки в процессе реализации целей. Политика имеет дело со структурой интересов субъектов или акторов целенаправленной деятельности и непрерывным приведением в соответствие этой структуры с подвижными условиями реализации плана, которые (условия) постоянно меняют оценки меры сложности реализации целей. Стратегия представляет собой совокупность правил принятия решений в условиях неопределённости. Обсуждается проблема выработки в рамках стратегии правил принятия решений в точках ветвления направлений движения к цели в условиях неполноты информации и знаний. Указывается на важную роль вариантов сценариев развития. Проводится аналогия с работой алгоритмов эволюционного отбора в трактовках У. Селларса и Д. Деннета. Рассматриваются условное пространство причин, их селекция в определённой системе ценностей и осуществление контроля качества. Очевидно, что пространства политики и стратегии релевантны такому анализу, и события в этих пространствах предлагается оценивать с помощью агрегатных показателей в виде индикаторов оценки хода процесса целереализации. Анализ таких индикаторов не детерминирует, но помогает корректировать стратегию достижения цели. Основные тезисы статьи сопровождаются примерами реализации политики и стратегии в плане ГОЭЛРО, программе перемещения промышленности на восток страны в период ВОВ, Комплексной программе научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий, разрабатывавшейся в СССР в 70–80-е гг. ХХ в. В заключительной части работы рассмотрены стратегии научно-технологического и инновационного развития Российской Федерации, увидевшие свет в период 2011–2024 гг., выделены пробелы в их разработке и указаны резервы совершенствования этих документов.</p>2025-06-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://science-practice.ru/index.php/science/article/view/447Российская научная политика в оценках отечественных учёных (середина 1990 – середина 2010-х гг.)2025-06-25T00:04:15+03:00Анатолий Михайлович Аблажейablazhey63@gmail.com<p>В статье исследуется отношение представителей российского научного сообщества к государственной научной политике. Теоретической рамкой исследования стало представление о том, что изучение мнения учёных, активное привлечение членов научного сообщества в качестве экспертов при разработке тех или иных мероприятий в области планирования, управления, финансирования научной деятельности способны оказать существенную помощь при разработке проводимой научной и научно-технической политики. При этом системная бюрократизация научной деятельности, что зачастую происходит сегодня при взаимодействии государства и научного сообщества, неспособна обеспечить реальное управление процессом производства знания, поскольку конечные цели бюрократической системы управления с одной стороны и исследовательского сообщества с другой – не совпадают. Эмпирической основой исследования стали материалы социологического мониторинга академических сообществ научных центров СО РАН в период с 1992 по 2015 г. Результаты проведённого анализа показали, что учёные, как правило, достаточно критично относились к трансформации научной политики в России в переходный к рыночным отношениям период. Итоговый вывод статьи заключается в том, что основной задачей государства должна стать постановка перед научным сообществом стратегических целей. Ярким примером здесь является задача по достижению технологического суверенитета. При этом решение вопросов тактического характера, относящихся к конкретным методам и способам решения подобной задачи, должно оставаться за профессиональным сообществом.</p>2025-06-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://science-practice.ru/index.php/science/article/view/448Взаимодействие науки и бизнеса: трудности определения трансфера знаний. Часть 12025-06-25T00:04:16+03:00Светлана Александровна Самоволеваsvetdao@yandex.ru<p>Исследования, посвящённые сотрудничеству науки и бизнеса, часто фокусируются на проблемах трансфера знаний, в т. ч. определении эффективности этого процесса. Однако далеко не всегда в таких работах раскрывается понятие «трансфер знаний», даже при необходимости его концептуализации или операционализации. В российском законодательстве это словосочетание используется как устойчивый термин, тогда как его трактовки не так однозначны и могут различаться в зависимости от выбранной теоретической базы. Разные теории и концепции позволяют изучать различные аспекты передачи знаний, в результате формируя целостное представление об этом процессе. Вместе с тем отличия теоретических предпосылок часто приводят к нестыковкам в выводах исследований, путанице в терминах. При этом доминирование на определённых этапах той или иной концепции в науке неизбежно влияет не только на трактовку получаемых исследователями результатов, но и на меры политики. Безусловно, определение трансфера знаний характеризуется высокой степенью сложности, в том числе из-за многообразия и трудности трактовок базового понятия «знания». Тем не менее вопросы терминологии не должны оставаться за рамками ни в исследованиях, ни в нормативно-правовых документах, поскольку это приводит к неоднозначности выводов и в теории, и на практике. В отличие от известных обзоров, посвящённых подходам к изучению передачи знаний, в данной статье поставлена цель установить, как влияют разные теоретические предпосылки на интерпретацию понятия «трансфер знаний». На данном этапе в анализ включены подходы на уровне фирмы, в которых организации рассматриваются прежде всего как «наборы» знаний. Результаты работы могут быть полезны для проведения исследований в области трансфера знаний и разработке документов, определяющих стратегии взаимодействия науки и бизнеса, роль исследовательских организаций в научно-технологическом развитии страны.</p>2025-06-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://science-practice.ru/index.php/science/article/view/449Принципы сопоставления затрат и результатов в инновационном развитии производства в реальном секторе экономики (на примере АПК России)2025-06-25T00:04:16+03:00Виктор Иванович Денисовlavtube@yandex.ru<p>Представленные результаты научного исследования связаны с малоизученной областью многостороннего оценивания эффективности, значимости разных направлений инновационного развития в сфере материального производства, а также сравнения этих показателей с затратами в процессе расширения и освоения экономики знаний. Обоснована необходимость государственной финансовой поддержки начального этапа инновационного развития и освоения новых высокоэффективных технологий производства и управления в условиях ограниченности межстрановых контактов при передаче знаний, сужении рынка технологий для России. Представлена возможная последовательность принятия решений о первоочередном финансировании вариантов инновационного развития среди их множества на основе оценивания экономико-производственных возможностей и научно-технологического потенциала, необходимых для инновационных разработок. Также оценивается возможность приобретения и освоения технологий их получателями.</p> <p>Предложен метод определения и использования единого измерителя для множества показателей, учитываемых в процессе принятия решений на условном примере инновационного развития ряда подразделений аграрно-промышленного комплекса (АПК).</p>2025-06-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://science-practice.ru/index.php/science/article/view/450Из истории наукометрических классификаций цитирований. Первые две работы и русскоязычные публикации. Часть 32025-07-01T20:08:50+03:00Владимир Станиславович Лазаревvslazarev@bntu.by<p>Видимое многообразие мотиваций цитирования и представление о возможных различиях в его функциях уже в 60-е гг. ХХ в. (т. е. на заре появления инструментария под названием “Science Citation Index”) привели к появлению первых попыток наукометрических классификаций цитирований, которые создавались исходя из предположения, что их применение позволит получать более точные данные как о характеристиках цитированных документов, так и о самой природе научного цитирования, и которые помогут совершенствовать информационный поиск. Создание подобных классификаций рассмотрено здесь в контексте необходимости правильного понимания отражения свойств научных документов их цитируемостью. В данной работе проанализированы русскоязычные статьи данной тематики, опубликованные начиная с 1976 г.</p>2025-06-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://science-practice.ru/index.php/science/article/view/451Информационные потребности и медийно-информационная грамотность современных исследователей2025-06-25T00:04:17+03:00Наталья Анатольевна Слащеваslashcheva@rambler.ruЕлена Вячеславовна Бескаравайнаяelenabesk@gmail.com<p>Библиотека по естественным наукам РАН (БЕН РАН) всегда уделяла большое внимание изучению информационных потребностей (ИП) пользователей. В 2024 г. было проведено исследование, цель которого заключалась в сборе сведений об информационном обслуживании различных категорий пользователей. Для этого была разработана анкета, содержащая вопросы о занимаемой должности и возрасте респондентов, способах получения наукометрических данных, а также других дополнительных услугах, которые могут быть предоставлены пользователям научной библиотеки.</p> <p>Число респондентов, принявших участие в исследовании, составило 108 человек. Анкетирование продемонстрировало заинтересованность всех категорий пользователей в получении сведений о результатах их научной деятельности, а также готовность респондентов воспользоваться консультативными услугами библиотеки для получения наукометрических данных и актуализации показателей авторских профилей на различных платформах.</p> <p>Внедрение искусственного интеллекта (ИИ) не обошло и библиотеки, в частности использование нейросетей. Нейросетевой поиск позволяет обрабатывать огромные объёмы данных и даёт возможность использовать их для получения тематической информации. Исходя из этого в анкете были вопросы, связанные с информированием пользователей о возможностях нейросетей для поиска и анализа тематической информации.</p> <p>Проведённое исследование показало целесообразность внедрения современных форм справочно-библиографического и информационного обслуживания учёных РАН, в том числе с использованием технологий ИИ. Значительная часть пользователей заинтересована в получении консультативной помощи со стороны сотрудников библиотек.</p>2025-06-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://science-practice.ru/index.php/science/article/view/452Стандартные модели в физике и космологии: формирование, взаимосвязь и отечественный вклад в их разработку2025-07-01T20:16:43+03:00Владимир Павлович Визгинvlvizgin@gmail.com<p>В статье исследуется формирование и развитие стандартных моделей (СМ) в физике элементарных частиц и космологии (СМ-1 и СМ-2). СМ-1, заключающая в себе квантовую хромодинамику и электрослабую теорию, является теоретическим фундаментом микрофизики. СМ-2, опирающаяся на теорию расширяющейся Вселенной, – это теоретическая основа релятивистской космологии. Сочетание этих моделей даёт достаточно полное и эмпирически обоснованное описание физического мира. Особое внимание в статье уделяется отечественному вкладу в их создание. Составлена хронология наиболее важных событий в формировании и эволюции СМ-1 и СМ-2: с 1954 г. до середины 1970-х гг. в отношении первой и с 1917 г. до середины 1970-х гг. для второй. Выделены пять главных периодов в рассматриваемой истории, а также ряд поворотных моментов. Показано, что к середине 1970-х гг. эти модели вполне сформировались и что к этому времени установилось их достаточно скромное именование «стандартными моделями». Отмечен выдающийся вклад отечественных учёных в развитие космологической стандартной модели (СМ-2), связанный с А. А. Фридманом, Г. А. Гамовым, Я. Б. Зельдовичем и его научной школой. По сравнению с этим вкладом отечественные достижения в отношении СМ-1 были достаточно скромными. В большой степени они связаны с ранними предвосхищениями некоторых важных открытий и феноменом упущенных возможностей.</p>2025-06-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://science-practice.ru/index.php/science/article/view/453К истории рождения космического телевидения2025-06-25T00:04:18+03:00Василий Петрович Борисовborisov7391@yandex.ru<p>В статье рассматриваются основные вехи становления эры космического телевидения, начиная с эпохального события в этой области, а именно – создания первой телевизионной аппаратуры «Енисей», предназначенной для съемки и передачи изображений невидимой стороны Луны с АМС «Луна-3» (запуск станции состоялся в 1959 г.). Отмечается, что день 7 октября 1959 г. стал датой рождения космического телевидения, т. к. в этот день радиотелевизионная система «Луна-3» начала передачу на Землю изображений обратной стороны Луны.</p> <p>В статье описывается ряд технических решений (в том числе устаревших для земных систем телевидения), которые нашли успешное применение в аппаратуре для космической телесъемки. В частности, обсуждается пример использования оптико-механических систем в телевизионной технике, установленной на АМС «Марс», «Луна», «Зонд», на посадочных аппаратах АМС «Венера», на американских аппаратах типа «Рейнджер» и «Викинг». Ещё одной важной вехой в развитии космического телевидения стала разработка телевизионной камеры с достаточно хорошей чёткостью изображения. Это техническое изобретение позволило ученым осуществлять телевизионное наблюдение за состоянием первого космонавта Земли Ю. А. Гагарина во время его орбитального полета на корабле-спутнике «Восток» 12 апреля 1961 г.</p> <p>В статье обсуждаются и другие достижения отечественного и мирового космического телевидения.</p>2025-06-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://science-practice.ru/index.php/science/article/view/454Наука и общество сквозь призму естественных наук2025-06-25T00:04:19+03:00Геннадий Викторович Козловgvkozlov@mail.ru<p>Одной из центральных проблем, на примере которых можно рассматривать различные вопросы взаимовлияния и взаимодействия науки и социальных институтов, является связь физики и общества. Все явления классической физики детерминированы строгими по точности законами природы. В обществе нет ни такой предсказуемости, ни самих канонов подобного уровня.</p> <p>Тем не менее некое подобие в физических представлениях и тенденциях общественной жизни, несомненно, существует уже хотя бы в силу того, что законы физики управляют всем материальным миром.</p>2025-06-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://science-practice.ru/index.php/science/article/view/455Социофизические методы в исследованиях науки и технологий2025-06-25T00:04:19+03:00Сергей Викторович Егеревsegerev@gmail.com<p>Социофизика рассматривается как перспективное междисциплинарное направление, применяющее методы физики для анализа социальных систем, особенно в контексте исследований науки и технологий. Прослеживается историческое развитие социофизики от идей Д. Юма до современных подходов, основанных на анализе больших данных. Обсуждаются ключевые модели и методы социофизики: клеточные автоматы, модель Изинга, агентные модели, модели самоорганизации и др., а также их применение в исследованиях научных коллабораций, патентной активности и других аспектов развития науки и технологий. Подчёркиваются роль проектов с участием общественности («наука граждан») и необходимость интеграции социофизических методов с традиционными подходами социальных наук как во избежание редукционизма, так и для получения более полного понимания сложных социальных явлений.</p>2025-06-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://science-practice.ru/index.php/science/article/view/456Термодинамика и аналогии в жизни общества2025-06-25T00:04:19+03:00Владимир Иванович Ракинrakin@geo.komisc.ru<p>На основе аналогии между термодинамикой, описывающей неравновесную термодинамическую систему, и системой управления государством обсуждаются характеристики двух крайних моделей государственного устройства – консервативной и либеральной. Первая модель по макроскопическим свойствам приближается к замкнутой неравновесной термодинамической системе, в которой в линейном случае, согласно теории Онзагера, роль управляющего принципа играет максимум производства энтропии (принцип Циглера). А вторая является аналогом открытой термодинамической системы, в которой при больших отклонениях от равновесия неизбежные нелинейности во взаимоотношениях элементов способны инициировать возникновение самоорганизующейся диссипативной структуры. Но в линейном случае предельным принципом, характеризующим развитие её к стационарному состоянию, является минимум производства энтропии (принцип Пригожина). Предложенные модели далеки от известных теорий социальной энтропии, которые нацелены на описание характеристик общественных групп. Ограниченные ресурсы планеты и неуклонное технологическое развитие цивилизации позволяют предположить по аналогии, что, несмотря на ряд преимуществ либерального режима правления обществом, будущее остаётся за консервативным способом управления.</p>2025-06-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://science-practice.ru/index.php/science/article/view/457Роль знаний в развитии общества. Математическая модель динамики численности населения2025-06-25T00:04:20+03:00Геннадий Васильевич Шепелевshepelev-2@mail.ru<p>Представлена математическая модель, описывающая динамику роста доступных для потребления человечеством ресурсов. Модель верифицируется несколькими фактами из популяционной экологии, древней истории (миграция людей, их концентрация вдоль долин рек, возникновение компактных поселений). Показана роль научных знаний в поступательном развитии как базы для инноваций, увеличивающих общую продуктивность деятельности людей, рассмотрено значение радикальных инноваций в скачках скорости роста численности людей. Проанализированы скорости роста численности в истории и их привязка к радикальным инновациям.</p> <p>Рассмотрена динамика роста производительности в зависимости от потенциального масштаба применения соответствующего знания в материальном производстве и скорости вложения инвестиций в организацию соответствующего производства. Представленная модель показывает роль взаимосогласованного развития научного сектора и реального сектора экономики.</p>2025-06-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://science-practice.ru/index.php/science/article/view/458Не-эволюционный взгляд на поведение учёного2025-06-25T00:04:20+03:00Юрий Михайлович Плюснинjplusnin@hse.ru<p>Проблема профессиональных мотиваций деятельности учёного, стиля его поведения в науке и предшествующего им выбора жизненного пути обсуждается с позиций концепции инвариантности психобиологических основ поведения. Автор обосновывает утверждение, что природа учёного (его тип личности, стиль поведения и мотивационная структура) неизменна, наследственно детерминирована. Приводятся данные эмпирических исследований стратегий и стилей поведения академических учёных нескольких профессиональных генераций. Предложена типология личности учёного, выстроенная по основаниям (а) мотивации к научной деятельности – «цеховики», «презентаторы» и «лишние люди», (б) психофизиологических черт, свойственных идеальному учёному – «полимату» и «специалисту». Сделана попытка эмпирического обоснования феномена непроизвольного выбора «пути в науку», обусловленная выраженностью определённых черт темперамента и характера.</p>2025-06-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://science-practice.ru/index.php/science/article/view/459Общество и неестественные науки2025-06-25T00:04:21+03:00Виталий Леонидович Тамбовцевvitalytambovtsev@gmail.com<p>Взаимодействие общества с общественными науками отличается от его отношений с естественными науками. Ведь развитие последних может производить информацию, на основе которой создаются различные технологии, улучшающие условия и качество жизни больших масс или отдельных групп населения, в то время как многие из результатов занятия современными социальными науками приносят пользу преимущественно тем, кто этим занимается. Конечно, исключения бывают, но не всегда. В статье обсуждаются две основные причины этого: во-первых, широкое распространение среди всех граждан народных (наивных, интуитивных) социальных теорий, зачастую заменяющих лицам, принимающим решения, опору на научные результаты, и во-вторых, проводимое рядом методологов социальных наук противопоставление объектов, изучаемых естественными и социальными науками, с упором на то, что в последних имеет смысл проводить в основном качественные исследования, сводящиеся к выявлению субъективного понимания причин или смыслов того, почему люди ведут себя так, а не иначе, в то время как выявление регулярностей слишком сложно, чтобы этим заниматься. В завершение обсуждается, можно ли преодолеть эти причины.</p>2025-06-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://science-practice.ru/index.php/science/article/view/460Энциклопедия примеров и методов. Рецензия на книгу Ю. Л. Словохотова «Физика общества: применение физических моделей в описании общественных явлений»2025-06-25T00:04:21+03:00Александр Викторович Сказочкинavskaz@rambler.ru<p>В рецензии отмечены объем, последовательность и ясность при изложении разделов математики и физики, используемых для моделирования социальных систем, сетевых структур, объектов экономики, коллективных действий людей и коллективного интеллекта групп людей. Монографию можно рассматривать как энциклопедию примеров использования методов математического моделирования и физических аналогий для описания социальных объектов. Выделены два больших блока информации: первый содержит попытки философско-исторических и методологических обобщений; второй знакомит читателя с математическим аппаратом и физическими аналогиями, служащими основой моделей социальных систем разного уровня сложности. Отмечено, что дискуссионными вопросами остаются степень формализации социальных объектов для применения математических методов и принципы применения математического аппарата для их описания.</p>2025-06-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##https://science-practice.ru/index.php/science/article/view/461О советской государственной политике по развитию научно-технического потенциала. Рецензия на книгу «Управление наукой: путеводитель по советскому прошлому»2025-06-25T00:04:21+03:00Наталья Александровна Куперштохnataly.kuper@gmail.com<p>В статье проанализированы основные тренды советской государственной политики в области науки, изучению которых посвящена рецензируемая монография. Отмечена результативность деятельности Центра истории российской науки и научно-технологического развития РГГУ в рамках Десятилетия науки и технологий. Подчёркивается, что совместными усилиями авторского коллектива монографии получены нетривиальные результаты исследования, которые прочно войдут в историографию отечественной истории науки. Объект исследования выбран не случайно: сложившийся в XX в. мощный научно-технический комплекс занимал одно из первых мест в мире. Изучение советской науки с использованием современных методов и методологии, новых документальных источников, оригинальных подходов позволило подготовить оригинальное коллективное издание.</p>2025-06-25T00:00:00+03:00##submission.copyrightStatement##